Найти в Дзене
BCG

9 уроков для руководства вузов во время эпидемии коронавируса

Оглавление

Высшие учебные заведения оказались на передовой развернувшейся борьбы с эпидемией коронавируса. Им приходится одновременно действовать по нескольким фронтам: от перевода занятий в онлайн-формат до обеспечения ухода за заболевшими и руководства перспективными разработками вакцин и других потенциальных средств лечения. Значимость вузов по всему миру сейчас сильно возрастает, ведь они не только обладают материальными и кадровыми ресурсами, которые можно использовать для борьбы с эпидемией, но и играют важнейшую роль в жизни студентов, персонала, преподавательского состава и местных сообществ.

По мере того, как эпидемия разрастается, перед руководителями высших учебных заведений встают вопросы, выходящие далеко за пределы непосредственно логистических задач. Например, такие:

· Как наиболее эффективно поддержать студентов, персонал, преподавателей и местное население (а также другие имеющие отношение к вузу заинтересованные стороны) в краткосрочной перспективе?

· Как реагировать на долговременные последствия и потенциальные структурные изменения в среднесрочной перспективе?

Наши коллеги из BCG в марте опубликовали в HBR статью «Как управлять бизнесом во время эпидемии коронавируса». Многие из представленных в ней советов актуальны для руководителей любых организаций со сложной структурой, в том числе для высших учебных заведений. При этом вузы будут сталкиваться и с уникальными вызовами. По результатам обсуждений с экспертами в сфере образования, а также обширной работы BCG с клиентами в этой и других отраслях мы выявили ряд мер, возможность применения которых следует рассмотреть руководителям вузов.

Краткосрочная перспектива

Ближайшие недели будут чрезвычайно сложными, а реакция вузов на ситуацию в этот период будет иметь далеко идущие последствия.

1. Поддержите людей. Приостановление очных форм обучения оказывает негативное влияние на всех учащихся, но особенно сильно от этого страдают иностранные студенты и выходцы из малообеспеченных семей. Вузам необходимо аккумулировать ресурсы для удовлетворения потребностей каждого студента. Того же подхода следует придерживаться и в отношении персонала, положение которого может значительно усложниться в связи с полным или частичным закрытием кампуса. В частности, следует гарантировать сохранение заработной платы сотрудникам служб обслуживания зданий и организаций питания. Кроме того, с учетом высокой роли вузов как центров местных сообществ сегодня особенно важно, чтобы они внимательно прислушивались к нуждам населения.

2. Сформируйте потенциал быстрого реагирования. Принимать решения в сложно устроенных организациях в условиях кризисных ситуаций нужно упорядоченно. Руководству необходимо быстро мобилизоваться по нескольким направлениям, включая меры по снижению риска распространения инфекции, помощь тем, кто уже заразился или может быть заражен, введение гибких режимов работы, честную и частую коммуникацию, координацию действий с ключевыми заинтересованными сторонами и управление запасами денежной наличности. Чтобы эти меры были эффективными, мы рекомендуем создавать небольшие, готовые к быстрой адаптации группы по каждому критически важному направлению. Каждой из них нужно предоставить четкие права по принятию решений и закрепить каналы передачи информации о положении дел в вышестоящие инстанции.

3. Обеспечьте высокое качество онлайн-обучения. Перевести очные учебные курсы в формат онлайн-обучения, не потеряв в качестве, — задача непростая. Ее нельзя свести лишь к размещению контента в системе или использованию платформы видеоконференцсвязи. Представления отрасли высшего образования об эффективных методах онлайн-обучения значительно изменились за последнее время; сейчас есть множество источников информации по этой теме, включая недавний доклад BCG «Making Digital Learning Work», посвященную COVID-19 веб-страницу EDUCAUSE и стандарты и рубрики сообщества Quality Matters. Студенты и преподавательский состав вряд ли моментально освоятся в новой реальности, однако вузам необходимо вкладывать ресурсы в наращивание собственного потенциала как самостоятельно, так и в партнерстве со сторонними фирмами. Студенты будут нуждаться во всесторонней поддержке: от адаптации учебной программы до содействия в трудоустройстве, психологической помощи, библиотечного обеспечения и консультирования. Вузам нужно использовать сразу несколько каналов коммуникации, важно также активно отслеживать ход взаимодействия и корректировать подходы, если численность учащихся значительно снизится относительно обычной ситуации.

4. Оцените и минимизируйте риски портфеля исследовательских проектов. Вузам, занимающимся исследовательской деятельностью, следует выявить активные проекты и/или важные предложения, которые подвергаются риску вследствие введения мер социального дистанцирования. Вооружившись такой оценкой, можно принять необходимые решения о временной приостановке некоторых их них, обеспечении удаленного доступа к данным и предоставлении требуемой информации о текущем статусе финансирующим организациям.

5. Наладьте коммуникацию. Во времена, подобные нынешним, никакая коммуникация со стороны лидеров не будет лишней. Ее следует предоставлять часто и своевременно, при этом в процессе очень важно проявлять участие. Информация от руководства вузов должна поступать ко всем заинтересованным сторонам. Нужно придерживаться систематического подхода и использовать сразу несколько каналов для передачи сообщений по четкой структуре в адрес всех уровней организации. Своевременное доведение информации до студентов, персонала и преподавательского состава имеет большое значение. Следует также снабжать заинтересованные стороны полезной информацией о COVID-19 по мере развития ситуации.

Среднесрочная перспектива

Для обеспечения устойчивости вузов в ближайшие несколько месяцев нужно предпринять важные стратегические шаги.

1. Инвестируйте в надежную систему цифровых ресурсов. Кризисная коммуникация с существующими заинтересованными сторонами критически важна в краткосрочной перспективе, но в течение ближайших месяцев сильно возрастет значение всего «цифрового следа» вуза. В частности, присутствие в интернете станет фактором, влияющим на решения абитуриентов, и будет во многом определять первое впечатление. Вузам следует поставить себя на место аудитории, провести стресс-тестирование цифровых учебных систем и в случае необходимости внести корректировки там, где результат окажется ниже ожиданий.

2. Определите потенциальные изменения в предпочтениях студентов и структуре спроса на услуги образования. Большой финансовый риск для многих вузов создает влияние COVID-19 на мобильность иностранных студентов. В то же время в сложившейся ситуации может возрасти интерес к онлайн- и гибридным программам. Для адаптации к изменениям спроса вузам следует оценить свои конкурентные позиции и ценностное предложение по каждой из программ.

3. Смоделируйте финансовые сценарии и сведите к минимуму вероятности пессимистического хода развития событий. Из-за неочевидности конечных последствий текущей эпидемии вузам следует обозначить сценарии, предполагающие различные сроки закрытия кампусов и изменения спроса со стороны разных групп студентов. Это позволит смоделировать структуру изменений в затратах, в том числе за счет возврата стоимости проживания и питания, и в доходах, таких как чистая плата за обучение. Моделирование финансовых результатов различных сценариев позволит найти открывающиеся возможности и в упреждающем порядке подготовиться к любому пессимистическому ходу развития событий.

4. Повысьте устойчивость к внешним потрясениям и обеспечьте непрерывность деятельности. Руководителям образовательных организаций нужно в согласованном порядке распланировать меры по повышению устойчивости к внешним потрясениям. Также важно уделить особое внимание укреплению возможностей работы с меньшими перебоями вне зависимости от последствий очередного кризиса.

* * *

Каким бы серьезным ни был кризис, вызванный COVID-19, он создает возможности для тех, кто ответит на него эффективными мерами. Руководство вузов в это время может наладить тесные контакты с преподавательским составом, семьями студентов и местным населением. Связи, установленные в непростые времена, способствуют росту лояльности и создают по-настоящему прочные сообщества. Сейчас отрасль высшего образования играет большую роль, направляя значительные материальные и кадровые ресурсы на противостояние важному глобальному вызову. В этой связи вузам следует принимать грамотные упреждающие меры уже сейчас и продолжать это делать в ближайшие месяцы.

На основе публикации Navigating COVID-19 as a Higher Education Institution партнера BCG в Чикаго Tejus Kothari.