Говоря о Средневековье многие убеждены: женщины в те времена были бесправными существами, полностью зависящими от мужчин. Выходили замуж по указанию родни, не могли наследовать отцовское имущество (а во Франции – еще и корону, которая передавалась только по мужской линии), и вообще мало чем распоряжались. Между тем это не совсем так. У женщин были права – в том числе, и имущественные. И одним из таких древних прав считался «утренний дар».
Итак, представим: юная дева выходит замуж. Еще у древнегерманских племен было заведено, что отец невесты, при организации свадьбы, получал некую сумму от жениха, почти что выкуп в нашем понимании, виттум. Эти средства только формально считались собственностью семьи, а на самом деле, сразу передавались новобрачной. А на следующий день после свадьбы новоиспеченная супруга получала от мужа «утренний дар». Виттум и дар становились неотъемлемой собственностью женщины, которая оставалась при ней и после развода (не забываем, что в Средневековье это тоже случалось), и после смерти супруга.
Таким образом, «утренний дар» был не чем иным, как сбережениями невесты «на черный день». Именно этим она могла распоряжаться, если возникала необходимость. И чем знатнее и богаче была женщина и ее супруг, тем солиднее оказывался тот самый «дар».
Традиция эта зародилась так рано, что трудно проследить истоки. Скорее всего, они идут из самого глубокого Средневековья. Молодая жена получала свой «дар» еще и как награду: за то, что союз состоялся, что брак осуществился (не случайно это именно утреннее подношение) и супруг доволен своим выбором. Любопытно, что в Средние века такая традиция существовала в очень многих государствах.
Например, киевский князь Ярослав Мудрый преподнес Ладогу в качестве утреннего дара для своей жены Ингигерды. А в VI веке один из Меровингов подарил своей супруге Галесвинте пять аквитанских городов: Лимож, Каор, Бордо, Беарн и Бигор. К слову, это подношение потом пытались оспорить, но в 569 году на судебном собрании «утренний дар» вернулся законной владелице. Она, правда, уже скончалась, и за нее города получала ее сестра, Брунгильда.
Принцесса Изабелла Плантагенет, которую посватали за императора Священной Римской империи, в 1234 году ознакомилась с бумагами, где говорилось, что ее «утренний дар» будет включать: Монте Сан-Анджело с городами, крепостями и землями, вал Мадзара со всеми угодьями и реками, и еще многие другие поместья. Договор подписали 15 ноября – настолько он всех устроил.
В прекрасно обеспеченную особу превращалась после свадьбы юная принцесса Доротея, вышедшая в пятнадцатом веке замуж за короля Дании Кристофера Третьего. Супруг не поскупился – для своей супруги он приготовил три больших поместья в трех своих королевствах. Их совокупный доход превышал 50 тысяч гульденов, немыслимая, почти гигантская сумма по тем временам.
Правда, не всегда дары приносили радость их обладательнице: например, из-за Глогувского княжества, которое получила принцесса Барбара Бранденбургская, братья лишили ее свободы. Контролируя овдовевшую принцессу, они могли сами распоряжаться ее землями.
Анна Ярославна, дочь уже упомянутого Ярослава Мудрого, став королевой Франции в 1051 году, узнала утром, что ей принадлежат Санлис и владения между Шалоном и Ланом. Впоследствии, когда королева вышла замуж повторно, это создало некоторую проблему: владения Анны и ее нового мужа составляли едва ли не половину тогдашней Франции. Очень неудобно для правящего короля…
«Утренний дар» со временем перестал быть обязательным подношением, да и сам институт брака сильно трансформировался. Все больше союзов заключались по взаимному согласию жениха и невесты, а права будущей жены уже достаточно регулировались и обеспечивались законами.
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше интересных статей! И не забывайте ставить "лайк" - это помогает каналу развиваться!