Найти тему

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ ПО С.С. СТЕПАНОВУ

Категория «Развитие/Деградация личности и систем» Портала «Актуальные Управленческие Знания»

«– желаемый уровень самооценки личности; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. 

Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности – соответствия реальным возможностям человека. Различают частный и общий уровень притязаний.

Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т. п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т. п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.

Уровень притязаний может носить более общий характер, то есть относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.

Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. 

Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.

Уровень притязаний как психологическая характеристика впервые был экспериментально изучен в 20-х гг. XX в. под руководством К.Левина немецким психологом К.Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи – наоборот, более легких (снижение уровня притязаний)

Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. 

Первые – потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые – потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажется уязвленным).

Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач.

Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности.»

Сергей Сергеевич Степанов. «Популярная психологическая энциклопедия». Источник фото

++++++

ЧУВСТВО САМОУВАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПО У. ДЖЕЙМСУ - http://www.actually.pro/0653.html

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ - http://www.actually.pro/0059.html

МНОГО О ЦЕЛЯХ - http://www.actually.pro/values-and-targets.html

СОПРОТИВЛЕНИЕ НЕУДАЧАМ - http://www.actually.pro/0194.html

ВЫУЧЕННАЯ / ЗАУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ - http://www.actually.pro/0251.html

ВЫУЧЕННАЯ  ЭФФЕКТИВНОСТЬ - http://www.actually.pro/0831.html

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ПО В.Г. КРЫСЬКО - http://actually.pro/0700.html

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ - http://www.actually.pro/0591.html

НЕОПРАВДАННЫЙ ОПТИМИЗМ - http://www.actually.pro/0199.html

О НЕУДАЧНИКАХ - http://www.actually.pro/0649.html


++++++

Ссылки на статьи Портала находящиеся в свободном доступе (формат файла .xlsx) можно скачать тут - http://www.actually.pro/portal.xlsx

Портал «АКТУАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ» - повышение вашей управленческой компетенции. Потому что разбираться в предметах – это знать, как ими управлять и чего от них ждать.

Facebook | Cайт | Портал «Актуальные Управленческие Знания»