Дома, Надежда, приняв душ и смыв с себя все больничные запахи, с удовольствием пила на кухне чай вместе с мамой и сыном. Антошка рассказывал ей о том, как жил эти дни без неё и папы. Ольга Андреевна внимательно слушала его рассказ, несколько раз поправляла искаженную информацию о папе, заставляя ребёнка пересмотреть своё отношение к той ситуации, о которой он рассказывал. Она легко поняла, что Антошка хорошо знал, что хочет услышать мать и сочинял о папе невероятные истории. Наконец, она не выдержала и спросила:
- Антош, почему ты так не любишь своего папу?
- Потому что он не любит меня,- тут же последовал ответ
- А почему ты решил, что папа не любит тебя? – допытывалась бабушка.
- Он всегда мне дарит меньше всех подарков, - с обидой в голосе ответил внук.
- А как ты думаешь, Серёжа свою бабушку, Людмилу Николаевну, любит? – глядя ему в глаза, спросила Ольга Андреевна.
- Любит, очень любит, даже я её полюбил немного, - поспешно и уверенно ответил Антошка.
- А, разве, она тебе подарков за эти дни больше папы подарила?
- Нет, она мне ничего не подарила, я её не за подарки люблю. Она добрая и строгая, а ещё знает много сказок и стихов, с ней интересно и не скучно.
- Ладно, расскажи лучше маме про брата Серёжу, она же с ним не знакома.
Антошка с удовольствием стал рассказывать про своего нового друга. Теперь Надежда задавала ему вопросы, они весело с ним смеялись, и было видно, что им хорошо вдвоём.
Ольга Андреевна отправила их в комнату под предлогом, что ей просто необходимо навести порядок на кухне. На самом деле ей надо было навести порядок в своей голове. Только сейчас она начала понимать разницу в воспитании своих внуков. Если Серёжа был окружён любовью бабушки и мамы, и мог сам делиться своей любовью просто так, широко и открыто, то Антошка вместо любви требовал подарки и не понимал, не чувствовал, что любовь это нечто другое, её нельзя заменить подарком. Вероятно, Надежда воспитана так же и это очень плохо. С этим явлением нужно что-то делать, так продолжаться не может. Решение, всё обсудить с Виктором, было принято мгновенно.
- Наденька, где можно взять лист бумаги, заглянув в комнату, спросила мама, - хочу список продуктов написать, чтобы ничего не забыть в магазине.
- Антошка, дай бабушке блокнот, видишь, возле компьютера лежит и ручка там же, - попросила Надежда сына.
Антошка быстро встал с дивана, сбегал к письменному столу, взял блокнот и ручку, подошёл и отдал всё бабушке.
- Спасибо, родной! Надеюсь, Вы не будете возражать, если я оставлю Вас и схожу в магазин.
- Бабушка, папа же всё привезёт из ресторана, и мы покушаем, - заявил Антошка.
- Ну, нет, пока я здесь, ресторанная еда отменяется. Сегодня ужин мы готовить будем вместе с тобой. Сейчас отдыхай с мамой, а когда я вернусь, будем вместе работать на кухне, договорились?
Надежда недоумённо смотрела на мать. Она не понимала, зачем надо готовить, если есть возможность всё привезти из ресторана. У них в семье вообще никогда не готовили, и она понятия не имела, как это готовить дома.
**** ****
Ольга Андреевна быстро написала список, оделась, взяла ключи и тихо вышла из квартиры. Прежде всего, она позвонила Виктору, попросила подъехать к остановке.
Виктор подъехал через несколько минут. Ольга Андреевна села в машину.
- Что случилось? – взволнованно спросил он.
- Понимаешь, Виктор, мне очень трудно разобраться, что у Вас происходит в семье. Надежда моя дочь, и мне не хочется её обижать, но то, что я вижу, совершенно не похоже на хорошие отношения. Пойми меня правильно, я ни в коем случае не виню тебя, я просто пытаюсь понять, как вести себя и как действовать так, чтобы восстановить в Вашем доме дружбу и любовь. Что надо сделать, чтобы дочь смогла почувствовать, что её любят, что о ней заботятся, что её оберегают, что делают всё возможное, и невозможное, чтобы это чувство не исчезало, и она могла делиться им с тобой, с сыном и другими людьми. Понимаешь, отдавать важнее, чем получать. Я чувствую, ты это знаешь. Ты щедро делишься, но тебя держат «на сухом пайке», и не потому, что не любят, а просто, потому что не умеют делиться, ни Надежда, ни Антон. Да, да, у Антона та же проблема и это плохо. За эти несколько дней, которые он провёл у Валентины Степановны, он многому научился и сейчас главное закрепить эти навыки иначе будет поздно. Я пробуду у Вас неделю, может чуть больше, а потом уеду к мужу во Францию. Давай объединим усилия и совершим «переворот» в Вашей жизни, но о нашем разговоре и сговоре Надежда, да и Антошка недолжны знать.
Виктор с радостью заверил Ольгу Андреевну, что будет поддерживать её во всём. Они обсудили, как будут вести себя сегодня вечером, съездили в супермаркет, закупили продукты.
Когда Ольга Андреевна пришла домой, то застала Надежду и Антошку спящими в обнимку на диване. Она укрыла их тёплым пледом и тихонько удалилась на кухню.
В духовке тушилось мясо, на плите в кастрюле доваривались щи, в сковороде тушились овощи. Проснувшийся Антошка появился на кухне и недовольно заявил:
- Говорила, что я буду помогать, а сама уже всё сделала.
- А вот и нет, твоя работа ждёт тебя,- ответила бабушка.
- А что я буду делать?
- Сваришь на гарнир рис.
- Я же не умею!
- Не беда, я буду говорить, ты делать и всё у тебя получится. Вместе мы сила! Поверил?
- Поверил!
Бабушка рассказывала: сколько риса насыпать в кастрюлю, как его помыть, сколько налить воды, сколько насыпать соли, как зажечь газ, как прикрыть кастрюлю крышкой, сколько минут варить и так далее, а Антошка слушал и делал, задавал вопросы и внимательно наблюдал, как варится рис.
- Смотри, воды в кастрюле уже нет, наш рис готов, закрываем крышку и выключаем газ. Молодец, ты сварил рис! Давай на стол ставить тарелки, скоро папа придёт, да и мама уже проснулась, наверное.
На кухню зашла Надежда.
- Чем это у Вас так вкусно пахнет? – спросила она.
- Мама, мама, я сам сварил рис!
- Правда?
- Правда! Я всё запомнил, я расскажу!
- А меня научишь, я не умею варить рис.
- Научу, я буду учить тебя всему, чему меня бабушка научит, - пообещал Антошка.
Виктор пришёл, как и обещал, в половине восьмого и они впервые за много лет ели домашнюю еду, приготовленную дома с любовью.
После ужина Антошка помог бабушке унести на кухню тарелки и спросил:
- А завтра мы с тобой, что готовить будем?
- Хочешь, я научу тебя стряпать пельмени.
- А их разве стряпают, их варят.
- Ладно, завтра разберёмся, беги, поиграй с папой, он ждёт тебя.