Новые подробности рейда германских миноносцев в Рижский залив 3 - 4 (16-17) августа 1915 года.
Рейд германских миноносцев в рижский залив, во всяком случае его ключевой эпизод - бой эсминца "Новик" под командованием капитана 2 ранга М.А.Беренса с V-99 и V-100 у Михайловского маяка ранним утром 4 (17) августа 1915 года, широко освещен в советской, эмигрантской и современной российской военно-исторической литературе, в том числе мемуарах и дневниках участников и современников сражения за Рижский залив.
Новое обращение к этому, казалось бы, хрестоматийному сюжету показалось автору уместным после того, как в 2014 году Центральный архив Минобороны России оцифровал и опубликовал коллекцию трофейных германских документов времен Первой мировой войны, среди которых оказался целый комплекс ценных источников по истории Ирбенской операции германского флота летом 1915 года.
В их числе - выписки из военных дневников командиров обоих упомянутых германских миноносцев, а также отчет старшего из них, командира V-99 капитан-лейтенанта К. Клаусена, о боях с русскими эсминцами 3 - 4 (16-17) августа с приложением отдельных докладов о полученных повреждениях и использовании артиллерийского вооружения.
Содержащиеся в этих документах сведения в некоторых деталях (и не только деталях) несколько диссонируют с традиционной отечественной интерпретацией этого события, поэтому возникла необходимость сопоставления данных неприятеля с более широким кругом отечественных боевых документов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.
Сравнительный анализ двусторонних данных позволил в значительной мере актуализировать наши представления об одном из наиболее известных эпизодов Великой войны на Балтийском морском театре.
Итак, вечером 3 (16) августа 1915 года германская корабельная группировка вице-адмирала Э.Шмидта, предпринявшая вторую попытку прорыва в Рижский залив и вновь не добившаяся успеха, отступила к западу от Ирбенского пролива. Флагманский линкор "Posen" вместе с однотипным "Nassau" отошли мористее Люзерортского рифа и стояли с противоторпедными сетями в охранении 10-й флотилии миноносцев и вспомогательных тральщиков.
Новейшие миноносцы V-99 ( командир - капитан-лейтенант К.Клаусен) и V-100 (командир - капитан-лейтенант О.Линдау), состоявшие под началом командира 2-й разведывательной группы контр-адмирала Г.Хеббингхайза, вместе с малыми крейсерами "Graudenz" (флаг) и "Augsburg" стали на якорь под берегом у Люзерорта.
© Д.Ю.Козлов
Интересно узнать, что происходило дальше? Читайте продолжение статьи в 112 выпуске сборника "Гангут"