Найти тему
Хакнем

Как сориентироваться в еврейском обществе? Нужно бороться с собственной наивностью!

Рубрика #хакнем_иудаизм (посты на тему: еврейская традиция и современная еврейская реальность)

Конечно, любой человек, который серьёзно занимается Торой, помимо задачи правильно соблюдать ее заповеди ставит перед собой и задачу нравственного самосовершенствования. Но у абсолютного большинства это получается лишь частично, и лишь совсем у немногих — полностью. Когда человек знаком с литературой, но не знаком с реалиями, и в его сознании отпечатались образы действительно выдающихся людей прошлого, то он, столкнувшись с раввинами, думает, что у каждого из них «за плечами крылья», а возможно, и нимб под шляпой, увидеть который способны лишь самые достойные. В итоге очень часто приходится сталкиваться с тем, что после 10-15 лет учебы в ешиве и коллеле кто-нибудь с горечью и желчью говорит нелицеприятные вещи о человеке, у которого он учился длительное время, лишь потому, что у раввина не обнаружилось крыльев и нимба — он оказался человеком, и, стало быть, он тоже может в чем-то ошибаться, или чего-то не знать.

Откуда берутся все эти идеи? В воображении человека, который приобщается к Торе, рисуется пасторальная картина святой общины в тихом «штетле», которая существует более-менее автономно уже несколько столетий, где духовное руководство осуществляет великий, суперправедный рав. Такой подход приводит к ошибкам. Современная община — не местечковая, где состав еврейского населения более-менее однороден. В современных еврейских городах и районах компактного проживания соблюдающих людей, будь то Бней-Брак, Бруклин или любое другое место, есть масса общин, являющихся продуктом недавней эмиграции, т. е. общин совсем новых, или тех, ядром которых являются внуки и правнуки приехавших. Соответственно, история этих общин длится не несколько веков, а всего несколько десятилетий. И это порождает сложную ситуацию, со множеством парадоксов, конфликтов и проблем, в которых «бааль тшува» ("бааль тшува" - человек, вернувшийся к Торе) будет вынужден разобраться.

Само учение Торы и ее заповеди идеальны. В то же время в социальной системе, выстроенной на Торе и заповедях, возникают сложности. Маленький пример. Во многих израильских синагогах висит объявление за подписью важных раввинов, в котором сообщается, что люди, у которых есть устройство с выходом в интернет, не включаются в «миньян» ("миньян" - 10 евреев, необходимых для возможности осуществления общественной молитвы). В уставах школ для девочек, семинаров для девушек, а также хедеров и ешив написано в категоричной форме, что у родителей не должно быть интернета и гаджетов. Во многих семьях всего этого действительно нет, а у многих других все это, наоборот, присутствует. Несомненно, имеет место противоречие, и оно не единственное — есть и другие. И как мы уже говорили, рецепт здесь точно такой же, как и в обыкновенной, нееврейской жизни. Нужно «повзрослеть» и начать ориентироваться. Точно так же, как человек не всегда слепо верит любому врачу или адвокату, ему не следует верить и любому религиозному человеку, даже если кто-то считает этого человека раввином. Что делать? Бороться с собственной наивностью. Так же, как он в свое время научился ориентироваться в светской жизни, он должен, несмотря ни на что, сориентироваться и в религиозной жизни.

#хакнем_иудаизм (👈 подпишитесь на наш новый хэштег).

Автор: #Александр_Айзенштат , художник и религиозный деятель. Москва, Иерусалим. [Из альманаха журнала "Мир Торы", выпуск 50].

-2

Цикл статей "О раввинах":

1 статья — Кто такой настоящий раввин?
2 статья — Кто был первым раввином? Главная функция раввина.
3 статья — Чем должны заниматься раввины?
4 статья — Новые функции раввинов.
5 статья — Раввин обязан отстаивать истину.
6 статья — "Мой первый учитель"
7 статья — Как сориентироваться в еврейском обществе? [текущая и заключительная статья цикла]