Найти в Дзене
Where is art?

Поллок и его хаос

В прошлый раз я писала об Ив Кляйне, который создавал картины публично с помощью обнаженных моделей. Мне кажется, что в этом блоге линию необычных способов создания произведений искусства лаконично продолжает творчество Джексона Поллока

Джексон Поллок (28 января 1912 — 11 августа 1956) получил художественное образование и всю жизнь посвятил искусству, став впоследствии одним из самых ярких представителей экспрессионизма и создателем «живописи действия».

В начале своего творческого пути Поллок интересовался экспрессионизмом и методом Пабло Пикассо, однако к концу 1940-х годов он понял, что можно добиться достаточной выразительности картины не обращаясь к фигуративной живописи. Именно после этого открытия художник начал работать в той самой технике, по которой его узнает весь мир. Поллок смог изменить представления об авангардном искусстве в целом: он начал практиковать нанесение краски без использования кисти на горизонтальную поверхность.

Одна из самых известных работ, созданная авторской техникой и относящейся к «живописи действия» называется «№ 5, 1948». Уникальность его работ заключается в том, что они представляет собой невероятно увлекательное зрелище как на расстоянии, так и вблизи.

Поллок часто уповал на то, что его работы никто не умеет читать и искать глубокого смысла в этих произведениях не имеет смысла. Он считал, что его работы – это отражение настроения и внутренней энергии художника. Некоторое время Поллок наблюдался у психотерапевта и сам в то время интересовался психоанализом.

И действительно, ключевая роль абстрактного экспрессионизма заключается в том, чтобы максимально полно выявить эмоции и перенести их на холст с помощью быстрой техники письма. Спонтанное самовыражение в хаотичной форме и отказ от логичности или организованности в движениях максимально дает художнику проявить подсознательное.

Осенний ритм (Номер 30), 1950 год
Осенний ритм (Номер 30), 1950 год

Картина «Осенний ритм» является апофеозом размаха «живописи действия», ее размер – более чем 2,5 на 5 метров. «Осенний ритм» создает ощущение легкости и спонтанности, однако это впечатление обманчиво. Поллок утверждал, что, несмотря на то, что он позволяет картинам жить собственной жизнью, в них нет места случайности, потому что поток краски, льющейся на холст, подконтролен только ему.

Смотря на работы Поллока, мы видим хаос из которого рождается гармония, противоречивые состояния были свойственны автору: он был раздражительным и употреблял алкоголь. Возможно, его творчество было той самой отчизной, помогавшей ему справится с зависимостью, пустотой, которая поселилась в его душе. Искусство как отражение гармонии и духа, хаос – первоначальное.