Или «Эффект третьего лица»
Так исторически сложилось, что любой из нас считает себя уникальной единицей, ярким пятном на фоне серой массы. И это абсолютно нормально и даже хорошо, однако суть в другом. Исходя из этого принципа, мы также привыкли считать себя менее подверженными воздействию извне, ведь наши мысли, мнения, взгляды — все это «уникально».
Однако хитрые уловки рекламщиков и журналистов действуют на всех без исключений. Точно так же, как на ваших близких, друзей или коллег. Просто наше сознание устроено так, что мы не замечаем собственных искажений мышления.
Исторический пример: противостояние японских и американских войск в 1949 году. Исходя из стратегических соображений, японцы планировали отвоевать один из островов в Тихом океане. Среди военнослужащих США были преимущественно темнокожие солдаты, однако весь офицерский состав был белым. Японцы смекнули, что нападать первыми — сродни самоубийству. И тогда им пришла в голову потрясающая мысль.
На остров были сброшены тысячи листовок, агитирующих чернокожих покинуть остров и не жертвовать собой ради интересов белых господ. Этот прием сработал, хоть и не совсем так, как предполагалось. Спустя несколько дней американцы на самом деле свернули свою военную базу и покинули остров. Правда, сначала офицерский состав, а затем и обычные солдаты. Главари опасались, что афроамериканцы воодушевятся листовками и поднимут восстание. Что наиболее любопытно, чернокожие солдаты не только не стали этого делать, но и не придали листовкам никакого значения. Таким образом, японские войска изменили судьбу острова и захватили его без кровопролития.
Вывод: офицеры армии США неправильно оценили когнитивные способности афроамериканцев. Они буквально думали и решали от их лица, предположив, что листовки окажут неизбежное воздействие и начнется бунт. Офицеры пребывали в полной уверенности, что японцы сбросили свои агитки, рассчитывая на глубинное чувство уязвленного достоинства темнокожих, и решили, что они не смогут устоять перед такой провокацией.
Подобные искажения касаются не только военных действий, но и самой обычной жизни. Спросите себя: «Почему я читаю Яндекс-Дзен? Влияют ли на меня его материалы?». Если ответ по-прежнему «нет», значит, ваш мозг снова вас обманул.