Найти тему
Подземный Янус

Строительство метро в России остановится?

Оглавление

Предисловие: всё, сказанное ниже – это всего лишь моё мнение, основанное на моих данных. Оно может не совпадать с вашим, и здесь где-то я могу быть не прав. Если вы в чём-то со мной не согласны – пишите в комментариях!

Друзья, все мы видим, что происходит в мире и в нашей стране: власти закрывают границы, вводят карантин, бизнес теряет деньги на фоне закрытия предприятий.

В связи со всей этой ситуацией у многих возникает вопрос: "А что будет со строительством метро в моём городе?"

В этой статье я постараюсь дать ответ на этот вопрос. Но для начала разберёмся с тем, как вообще в наших городах появляются целые линии подземки.

Тем, кто разбирается в вопросе или кому важны только цифры – листайте до подзаголовка "Теперь о главном".

Как строится метро

Станция Петербургского метрополитена «Проспект Славы».
Станция Петербургского метрополитена «Проспект Славы».

Всем известно, чтобы что-то построить, нужно откуда-то взять деньги. Это средства на закупку необходимых материалов, на зарплату рабочим, на транспортные расходы и прочее. Да и про прибыль самой компании тоже не стоит забывать.

То есть, грубо говоря, делается проектная документация, в которой и отражается стоимость строительства всех необходимых сооружений – смета.

Только после разработки всей документации – то есть проекта – можно приступать к строительству.

Откуда берутся деньги

Станция Петербургского метрополитена «Проспект Славы».
Станция Петербургского метрополитена «Проспект Славы».

После формирования сметы мы понимаем, сколько денег понадобится на строительство новых станций. Обычно такие деньги берутся из бюджета города. Он формируется из различных статей доходов.

Обычно бюджет складывается из поступающих налогов, федеральных дотаций и других менее значимых доходов.

В редких случаях метро строит частный инвестор, который в дальнейшем имеет прибыль от эксплуатации станций.

А если денег нет

Станция «Дунайская» Петербургского метрополитена. Открыта вместе с «Проспектом Славы».
Станция «Дунайская» Петербургского метрополитена. Открыта вместе с «Проспектом Славы».

Для начала представим, что бюджет недополучит 70% доходов от налогов в связи с тем, что люди почти перестали тратить деньги, половину из них уволили, а 80% предприятий бизнеса закрылось. Получается, что чем меньше денег в бюджете, тем скромнее объёмы строительства.

Следовательно, компания, которая строит метро, сможет выполнить гораздо меньше работ, чем планировалось. Либо качество работ, закупаемых материалов уменьшится, поскольку строители начнут экономить на всём, чтобы не срывать сроки.

А если денег на строительство совсем не будет, то оно полностью остановится.

Выходит, пока есть деньги, мы строим метро. Когда их становится меньше, оно строится либо долго, либо плохого качества. А когда их нет, то строительство полностью останавливается.

Теперь о главном

Станция Петербургского метрополитена «Обводный канал».
Станция Петербургского метрополитена «Обводный канал».

Почему в России может остановиться строительство метро и когда это произойдёт?

Многие экономисты пророчат смерть малого и среднего бизнеса в России летом-осенью 2020 года. Цены на нефть явно не будут повышаться как минимум ещё несколько лет.

Всё это говорит о том, что бюджет России явно похудеет, а значит каких-то грандиозных строек в обозримом будущем ждать не стоит.

Всем, кто получает деньги из бюджета страны, будет сильно урезано финансирование.

Полупустая станция Петербургского метрополитена «Владимирская».
Полупустая станция Петербургского метрополитена «Владимирская».

Кто-то возразит, что тот же самый Петербург не живёт на нефтяные доходы, мы ведь зарабатываем на туристах. Напомню, что на фоне эпидемиологических ограничений туристический поток резко упал, и, следовательно, доходы от туризма также будут в разы меньше.

Бонусом в Петербурге сильно упал товарооборот. Бизнес если не летом, так осенью закроется и бюджет будет гораздо меньше, чем в предыдущие годы.

А значит и денег на строительство метро будет очень мало. Если они вообще будут. Поэтому, предполагаю, что нас ждёт следующее:

— В Москве произойдет снижение темпов строительства новых станций. Те, что почти готовы, откроются позже, а находящиеся в активной фазе строительства будут либо строиться вялотекущими темпами, либо "заморожены". Сроки начала работ в этом году будут сдвинуты на неопределённые.

— В Петербурге до осени успеют отремонтировать действующие станции. Срок открытия участка от «Спасской» до «Горного Института» будет перенесён на 2025 год (при оптимистичном сценарии). Срок открытия первой очереди Красносельско-Калининской (6) линии будет перенесён на неопределённый. О более точных сроках открытия можно будет говорить после 2023 года.

— Строительство метро в других городах полностью остановится.

Таков мой прогноз при имеющихся сейчас данных. Как будет обстоять дело по факту – узнаем в скором времени.

Кстати, если хотите поддержать мой блог в такое неспокойное время, буду рад вашей поддержке:

Под редакцией @spott_er.