Найти тему
Рок на БиС

Христианский рок по-русски. Часть 3. Питерская колыбель.

Хотя первые шаги на ниве отечественного христианского рока были сделаны московскими музыкантами (как мы это предположили в первой части этого сериала), его настоящей колыбелью все же скорее можно считать Питер. И дело здесь не только и не столько в феномене Трубного Зова…

Юрий Морозов. Фото сайта http://russrock.ru/kalend/8292-biografija-jurija-morozova.html
Юрий Морозов. Фото сайта http://russrock.ru/kalend/8292-biografija-jurija-morozova.html

Вероятнее всего самым первым в СССР опытом создания посвященного религиозной теме самостоятельного   полноформатного концептуального рок-релиза на русском языке можно считать альбом «Евангелие от Матфея», записанный легендарным питерским музыкантом Юрием Морозовым еще в 1980 году, то есть за два года до выхода в свет бариновского «Второго пришествия». В его основе — своеобразная «выжимка» из библейских текстов, положенная на присущую Морозову причудливую смесь из хард- и прог-роковых мотивов, сдобренную несколькими церковными хоралами. Все инструментальные партии и основной вокал (скорее, речитатив) были исполнены самим Юрием. 

Ютуб-канал Son Ra

Работа носит явно экспериментальный характер, но ее ценность в том, что она была первой в своем роде. К тому же при внимательном прослушивании того же ТЗ не покидает впечатление, что Виктор Баринов явно был знаком с морозовским опусом и творчески развил некоторые заложенные в нем идеи.

Также с культурной столицей России связан и еще один важный «прорыв» в деле развития отечественного христианского рока. Дело в том, что Русская православная церковь долгое время весьма скептически относилась к возможности использования современных музыкальных средств для пропаганды (в хорошем смысле этого термина) христианских ценностей, считая это уделом «заокеанских псевдорелигиозных жуликов». Перелом произошел в начале 90-х годов и во многом связан с именем тогдашнего главы Санкт-Петербургской и Ладожской епархии РПЦ митрополита Иоанна. Владыка Иоанн не только благосклонно относился к первым опытам местных музыкантов на ниве православного рока, но и дал добро на непосредственное участие в такой деятельности священнослужителей. Сначала речь шла о переложении на музыку религиозной поэзии. Одним из первых удачных примеров в этом плане стал альбом «Высшая поэзия — моление», записанный в 1992 году бывшим вокалистом питерской «металлической» группы Август Павлом Колесником на стихи известного православного поэта иеромонаха Романа.  В дальнейшем Павел выпустил еще два релиза с песнями на религиозную тематику: «Мы — дети божьи» и «Колокола России», музыка на которых становилась все более «рОковой».

Ютуб-канал tvsoyuz

А в 1995 году митрополит Иоанн благословил на «музыкальное служение» уже непосредственно священника — Олега Скоблю (между прочим, настоятеля старейшего из действующих Петербургского храма Симеона Богопиимца и Анны Пророчицы). Характерно и символично, что первые три альбома Скобли — «Крест кованый» (1995 год), «Крестный ход» (1996) и «Ангел молитвы» (2001) — записывал Юрий Морозов. В работе над ними участвовали известные питерские рок-музыканты: Чиж, Александр Видякин, Константин Дюбенко, Александр Бровко (ДДТ), Валерий Кочегуро (Pushking). В качестве примера — два номера с третьего из упомянутых релизов: «Лаврские колокола», посвященный памяти митрополита Иоанна 

Ютуб-канал expertmus

и «Пономарь», видео к которому основано на кадрах из фильма «Остров» с Петром Мамоновым в главной роли. 

Ютуб-канал ☦ Православный христианин

Выход в 2004 году альбома Скобли «Крылатый лев», записанного уже без Морозова, но с участием Владимира Густова и Владимира Брусиловского, по общему мнению, ознаменовал окончательное становление такого явления как «православный рок».

Ютуб-канал Сергей Бобылёв

После этого у священника-музыканта вышло еще несколько очень неплохих с музыкальной точки зрения релизов, включая концертники. Последний из них на данный момент — «Орел небесный» — в 2014 году. 

Ютуб-канал Larisa Chayka

Продолжение следует.

Предыдущие части. Первая. Вторая.