Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Интердевочка (СССР, 1989): самый нашумевший фильм эпохи перестройки

Интердевочка. СССР, 1989. Режиссер Петр Тодоровский. Сценаристы Пётр Тодоровский, Владимир Кунин. Актеры: Елена Яковлева, Томас Лаустиола, Лариса Малеванная, Анастасия Немоляева, Ингеборга Дапкунайте, Любовь Полищук, Ирина Розанова и др. 44 миллиона зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах.

-2

«Интердевочка» - пожалуй, самый нашумевший фильм эпохи перестройки (см. мою рецензию на этот фильм здесь: https://zen.yandex.ru/media/filmhistory/interdevochka-1989-5d121a812425ac05ceb3c48d).

-3

Элитарный журнал «Искусство кино» в свое время встретил эту самую кассовую картину Петра Тодоровского (1925-2013) в целом негативно. Кинокритик Виктор Гульченко отметил, что «Интердевочка» сработана по законам эстетики ширпотреба или, во всяком случае, стилизована в духе этой эстетики. … Этот кассовый фильм - классовый, коли под классом в данном случае подразумевать изголодавшееся, пообносившееся большинство, уставшее верить в «светлое завтра». Таня Зайцева - достойный полпред этого большинства, вовсе не спешащего, разумеется, разделить тяготы ее трудной и редкой профессии, тем более, работы в ночную смену, но, как и Таня, мечтающего жить хорошо уже прямо сегодня и откровенно настаивающего на неприличной своей мечте. … Впору пожалеть и Тодоровского, взявшегося осваивать жанр «повышенного спроса» без должного азарта и вдохновения. Точнее сказать, вдохновение было – но оно встретило сопротивление чужого режиссеру материала. Чужого и чуждого» (Гульченко, 1990: 63-64, 67). Гульченко В. Стокгольм слезам не верит // Искусство кино. 1990. № 1. С. 62–68.

-4

В постсоветские времена «Интердевочка» стала интересна кинокритикам уже в другом – гендерном – ракурсе. Для Марии Молчановой, например, главное достоинство фильма в том, что «несмотря на закрытость и табуированность темы, поднятой Петром Тодоровским, он смог привнести в советский кинематограф новый образ эмансипированной женщины — независимой, принимающей решения о своей судьбе самостоятельно. … Этот фильм стал настоящим культурным вызовом устоявшейся ханжеской системе, которая до последней минуты пыталась навязать искусственные и надоевшие нормы морали» Молчанова М. 30.08.2019. http://www.chaskor.ru/article/interdevochka_petra_todorovskogo_42263

-5

Однако западный кинокритический подход корректирует такого рода упор на феминизацию. Так Ларс Лингсгаард Фьорд Кристенсен убежден, что хотя «мы можем рассматривать Зайцеву как икону феминизма позднего советского периода, так как она достаточно устойчива и деятельна, чтобы строить свою собственную жизнь за рамками доминирующей патриархальной системы… [но] благодаря Родине, имплантированной в душе Зайцевой, «Интердевочка» окончательно превращается в мелодраму, переставая быть повествованием о женской эмансипации» (Кристенсен, 426-427). Ларс Лингсгаард Фьорд Кристенсен. «Интердевочка» // Ноев ковчег русского кино: от «Стеньки Разина» до «Стиляг». М.: Глобус-Пресс, 2012. С. 423-427.

Итак, это были мнения кинокритиков…

А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020