Найти тему
AQUA VITAE

Что вы не знали про легендарный ерофеич

Увлекательное все же дело исследования, которые помогают понять как и откуда возникают легендарные темы, в нашем случае, будто бы старинная водка ерофеич.

Первое упоминание легенды, в которой цирюльник Ерофеич своей настойкой вылечил графа Орлова, относится к 1848 году в издании Терещенко А. "Быт русского народа"опубликованного в 7 частях.

Александр Власьевич Терещенко один из ранних этнографов, т.е. он собирал разные байки и рассказы. Его семитомный труд был ярким явлением, вызвал большой интерес в культурном обществе и быстро стал библиографической редкостью.

В итоге мы имеем некий записанный народный рассказ про лекаря Ерофеича без какого либо рецепта.

Другим около научным свидетельством существования ерофеича является издание Горницкий К. С. Заметки об употреблении в народном быту некоторых дикорастущих и разводимых растений украинской флоры. - Харьков, 1887.

Вот оно, казалось бы! Но в издании снова нет ни слова про рецепт, сказано лишь, что:

Лет 50 назад в Москве, в москательном ряду, продавалась в фунтовых картузах смесь разных пахучих трав с прибавлением мелких сушеных померанцев под названием набор. Водка,настоянная набором, называлась "Ерофеич".

Давайте немного остановимся и проанализируем то, что нам стало известно.

Сначала в этнографическом издании, ставшим весьма популярным, приводится народная легенда (со слов крестьян записано). Уже много позже, после информационного вброса 1863 года, в исследовательском материале об украинских традициях появляется косвенное упоминание ерофеича. Не прямое свидетельство, а что-то вроде слухов (50лет назад!).

Легенда же утверждает, что ерофеич был любимым напитком дворянства, но 20-м годам 19 века утратил популярность. Про то, что в дворянских изданиях такой напиток никогда не упоминался я уже писал. НО, обратите внимание, косвенные свидетельства относятся к народной молве! Причем здесь тогда дворянство? Только в первоначальной легенде, записанной со слов народа, как байка. Значит, базовая версия "дворянской водки" отпадает.

Можно было бы на этом остановиться, подтверждается версия, что кто-то использовал легенду из издания 1848 года, чтобы на рынок вывести новый напиток и сделать ему прмоушен как "легендарной стариной водки", она же горькая настойка (я уже не раз повторял, что горькие водки характерны для второй половины 19 века периода купеческого винокурения).

Однако, есть некоторые литературные свидетельства, упоминающие ерофеич, давайте попробуем разобраться с ними.

В словаре Даля есть статья, посвященная ерофеичу, но словарь впервые был издан в 1863-1866 годах.

Встречается упоминание ерофеича у Салтыкова-Щедрина в "Невинных рассказах" впервые изданных в декабре 1857 года:

"Часы бьют семь, и Шомполов достаточно уж увлажнил свои внутренности из графинчика, содержащего в себе настойку, известную под именем ерофеича".

Есть упоминание ерофеича и у Островского в комедии "не в свои сани не садись", написанной в 1852 году. ских"

Рецепт ерофеича от Молоховец повторяется в издании П. Ф. Смирновского "Полный домашний буфет всевозможных водок, наливок, ратафий, рома, коньяку, вин и разных прохладительных напитков", 1896 г.

Еще один рецепт из книги А.А.Титова "Рукописи славянские и русские", 1896 г.

У кого-то еще читал, что настойка упоминалась в баснях Измайлова, это было бы серьезной заявкой, поскольку писались басни в самом начале 19 века, но поиск этого не подтвердил.

Вот и получается, что в обиходе старинная вода ерофеич начинает упоминаться после этнографической работы 1848 года, а рецепты относятся ко второй половине 19 века.