Найти тему
Второе дыхание

Выученная беспомощность - что это такое?

В этой статье я хочу рассказать об одном явлении, которое не только довольно часто встречается в нашей жизни, но и сильно портит жизнь очень многим людям.

Открыл это явление, а точнее сказать стратегию поведения, Мартин Селигман, выдающийся психолог современности, еще в середине прошлого столетия, в экспериментах с животными.

Селигман брал три группы собак и загонял их в специально оборудованные ящики, где собаки получали несильные, но довольно-таки неприятные удары электрическим током.

Источник фото

У собак первой группы была возможность отключить ток, если они находили специальную кнопку и нажимали на нее. У собак второй группы такой возможности не было – они полностью зависели от собак первой группы (если собака из первой группы отключала ток, то у «завязанной» с ней собакой из второй группы подача тока тоже прекращалась), а третья группа собак вообще не получала никакого воздействия.

Наибольший интерес для экспериментаторов представляли конечно же собаки из второй группы – те, которые не могли контролировать удары тока и  от действий которых ничего не зависело.

-2

Источник фото

Что же происходило дальше? А дальше все собаки, из всех трех групп, помещались в другие ящики, где также получали несильные удары током. Но эти ящики отличались от предыдущих тем, что любая собака могла спокойно выпрыгнуть из них через невысокую перегородку.

Ну и что в этом такого, спросите вы? А вот что: через перегородку легко и быстро перепрыгивали те собаки, которые в первой части эксперимента имели возможность отключить электрический ток с помощью «волшебной кнопки», и те, которые воздействия током вообще не получали.

А вот те собаки, которым никак не удавалось отключить ток, как бы они не старались в первой части эксперимента, даже не пытались ничего сделать!

-3

Источник фото

Они просто ложились на пол и жалобно скулили, хотя прекратить неприятные ощущения на этот раз было достаточно просто.

Такая стратегия поведения была названа «выученной беспомощностью». Смысл ее в том, что после долгих и безрезультатных попыток прекратить неприятные ощущения животные понимали, что их попытки бессмысленны и от них ничего не зависит.

Поэтому они просто прекращали пытаться исправить что-либо.

Естественно, после таких экспериментов с собаками, психологи заинтересовались вопросом: а формируется ли такая же стратегия поведения у людей?!

-4

Источник фото

Это нужно было проверить. Но не переживайте, людей током никто не бил, им просто включали не слишком приятные звуки, избавиться от которых они могли, если находили нужную комбинацию клавиш на пульте перед собой.

Как вы уже догадываетесь, с людьми происходило то же самое, что и с животными. Люди также оказались подвержены формированию выученной беспомощности.

Но зачем я это все вам рассказываю? Дело в том, что выученная беспомощность формируется и четко работает в жизни многих людей, делая их безынициативными и беспомощными марионетками в руках судьбы, подверженными гнету внешних событий и обстоятельств.

Дело в том, что выученная беспомощность характеризуется одним устойчивым убеждением, в которое человек свято верит, как в непреложную истину.

-5

Источник фото

Люди, страдающие выученной беспомощностью, уверены в том, что от их действий абсолютно ничего не зависит, и как бы они не старались – результат будет одинаков: у них все равно ничего не получится!

Есть такая сказка, русская народная и всем известная. Как две лягушки (или мышки) попали в крынку с молоком и никак не могли выбраться.

Одна лягушка (или мышка) просто сложила лапки и покорно пошла ко дну – все равно не выбраться, так зачем мучиться?

А другая долго-долго барахталась, взбила молоко сначала в сливки, а затем в масло, встала на твердый островок и смогла выпрыгнуть.

Вот такой мудрый пример выученной беспомощности.

А что вы думаете про выученную беспомощность? Приходилось ли вам сталкиваться в жизни с таким явлением? Жду Ваших комментариев.