Найти тему
Учитель

Школа будущего в современной России

· Российские ученые из Московской высшей школы социальных и экономических наук представили на суд специалистов свое видение школы будущего в России. Давайте и мы рассмотрим сей проект, и решим, возможно, ли такое у нас или же это так и останется несбыточным прожектом ученых, которые, как известно, часто бывают не от мира сего.

1. В школе будущего будет царить демократия. Все ее обитатели будут уважительно относиться друг к другу. И самое главное – в этой школе не будет буллинга (травли). Ведь согласно исследованиям PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) российские школы входят в топ-десятку среди школ мира. Из всего количества опрошенных учеников 37 % заявили, что они в школе подвергались и подвергаются унижениям со стороны других учеников и учителей.

Яндекс-картинки
Яндекс-картинки

2. Второй пункт касается домашних заданий. Согласно исследованиям ученых, они должны будут занимать не более 45 минут в день. Как пример, сотрудники Высшей школы приводят Финляндию. Учителю же вменяется проверять каждое задание и давать отклик на каждое из них. При этом отклик не обязательно должен выражаться оценкой. По словам ученых, иногда достаточно сказать ученику «молодец», главное, чтобы у него после учительской похвалы повысилась самооценка. Можно также ненавязчиво указать на его ошибки – «а теперь обрати внимание на предлоги».

3. «Началка» станет длиннее. Сейчас она составляет 4 года, а предлагается удлинить ее до 6 лет. На данный момент российские школы могут «похвастаться» самой короткой начальной школой в Европе. И в этом ученые видят опасность. Ведь именно в эту пору закладывается основы предметного обучения в будущем. Школьник в начальной школе должен научиться, быстро читать и уметь извлекать из прочитанного нужную информацию. То же самое касается счета. В противном случае знания просто не закрепятся у него.
Научить ученика скоростному чтению и счету крайне необходимо именно в начальной школе, так как согласно некоторым данным, скорость чтения практически невозможно увеличить после 12 лет. Из чего можно сделать следующий вывод, с какими результатами ученики подойдут к указанному возрасту, так и будут учиться далее. С этим утверждением ученых можно согласиться – нередко выпускники школ элементарно читают по слогам.

4. Четвертый пункт программы гласит, что школа будущего будет работать как единая команда. Ученые выяснили, что нынешние учителя практически не общаются друг с другом на профессиональные темы. Нет, они могут вместе отмечать праздники, поздравлять коллег с днем рождения, рассказывать им о своей семье, на другие отвлеченные темы, но на этом все. И это, по словам Елены Ленской, декана факультета менеджмента в сфере образования, является нешуточной проблемой. «Так как каждый из преподавателей считает, что именно его предмет наиболее сложный, поэтому и «домашки» задает как можно больше. А чтобы проверить ее выполнение на следующем уроке, у него просто не хватает времени. В лучшем случае может объяснить типичные ошибки и все. Но ведь ученика не интересуют типичные, ему объясняй именно его ошибки и как их исправить».

5. В школе будущего не будут списывать. Опять же дадим слово Ленской: «Списывание присутствует во всех странах, но в нашей стране особенно много. Преподаватели иногда сами призывают школьников это делать, так как руководство школы требует от них положительного результата. К тому же на списывающих не принято жаловаться».

6. Также в школе будущего больше говорить будет учащийся, а не учитель. Сложившаяся сейчас ситуация, когда большую часть урока говорит преподаватель, давно уже во всем мире признана устаревшей.

7. Школы будущего будут небольшими – максимум 500-800 учеников. При этом поддержку необходимо оказывать не сильным школам, а слабым. Так, например, поступают в Эстонии. Эта прибалтийская страна вкладывает деньги в сельские или островные школы, у которых возможностей намного меньше, чем у элитных школ. Тем самым уравнивается возможности учеников из разных школ.

8. «Экономика завтрашнего дня требует универсальных знаний. Сейчас же школы ориентированы на профильное образование. Дети

·

загоняются в рамки и нередко они делают неправильный выбор будущей профессии. Универсальность, универсальность и еще раз универсальность» - Елена Ленская.

Также Ленская предлагает учителям изучить новые техники работы с учениками. К пример, групповую работу – школьники должны все проблемы решать вместе. Еще одна интересная методика – так называемая техника перевернутого класса – здесь теория изучается учеником самостоятельно, дома, а на уроке происходит совместное (с учителем и одноклассниками) обсуждение.

Также руководитель факультета предлагает российскому образованию взять на вооружение азиатскую систему ротации учителей и директоров школ. В качестве примера она приводит следующие страны – Япония, Сингапур, Южную Корею. В этих странах учитель не может работать в одной школе более 5 лет. По истечении указанного срока или ранее его переводят в другую школу и не обязательно в родном городе.

Кстати, Ленской понравилось в Южной Корее еще следующее – выпускники университетов должны сдавать еще один профессиональный экзамен, чтобы получить допуск на преподавание в школе. Не сдал – нет допуска. Повторно только через год.

P.S. Замыслы ученых, конечно, интересные. Только вот гнетут меня сомнения, что в ближайшем будущем все это осуществимо. А вы как думаете, дорогие читатели?

Жду ваших комментариев, и подписывайтесь на канал.