Найти тему
Дневники Зеленого края

Неуловимая "летающая лиса", или как МиГ-25 стал причиной экстренных слушаний в американском Конгрессе.

Все архивные фото взяты из Яндекс-коллекции.
Все архивные фото взяты из Яндекс-коллекции.

Натовские названия наших самолётов часто звучат надуманно и пафосно. Но в этом случае, тамошние специалисты попали прямо в точку. Советский МиГ-25 (Foxbat) в полёте напоминал опытного лиса на охоте. Быстрый и неуловимый. Способный взять крупную "дичь" и дурачащий своих преследователей.

Фото из Яндекс-коллекции.
Фото из Яндекс-коллекции.

Его создавали, как противовес сверхскоростным американским бомбардировщикам "Валькирия" и быстрым разведчикам, вроде "Черного дрозда" (SR-71 Blackbird). Но Валькирия в серию не пошла, а самолёты стратегической разведки скоро сменили спутники. Так МиГ-25 стал самым быстрым серийным перехватчиком на планете.

Сверхзвуковой бомбардировщик XB-70 Valkyrie Фото из Яндекс-коллекции
Сверхзвуковой бомбардировщик XB-70 Valkyrie Фото из Яндекс-коллекции

Стратегический самолет-разведчик SR-71 Blackbird Фото из Яндекс-коллекции.
Стратегический самолет-разведчик SR-71 Blackbird Фото из Яндекс-коллекции.

Потом американцы говорили, что Foxbat не способен угнаться за SR-71 Blackbird, но сделано это было сильно задним числом, в эпоху "холодной войны", когда обе стороны активно использовали технические достижения в области пропаганды. На самом деле, появление МиГ-25 надолго связало руки американской стратегической авиаразведке.

-5

Он мог развивать скорость до 3400 км\ч и подниматься на высоту более 20 километров. Чтобы достичь таких показателей, МиГ должен был преодолевать "тепловой барьер", который не выдерживали алюминиевые сплавы. В качестве основного материала была выбрана жаропрочная сталь.

Первое применение в начале 70тых, в качестве разведчика, над Синаем, вызвало бурю политических эмоций и скандалы в военных ведомствах НАТО и союзников. Его не могли достать ни зарекомендовавшие себя израильские Миражи, ни американский ЗРК "Хок", который был основным зенитным комплексом Запада, средней дальности.

ЗРК MIM-23 Hawk фото из Яндекс-коллекции.
ЗРК MIM-23 Hawk фото из Яндекс-коллекции.

То, что арабские генералы не могли сделать много лет, угробив несколько "мигов" и "сушек", "лисица" сотворила за два полёта. В начале 70тых МиГ-25, в результате "ошибки пилотирования" подробно зафиксировал укрепления ЦАХАЛ на Синае. Как ни старались израильтяне, его полёты прошли безнаказанно. Миражи и Фантомы, посланные на перехват, так ни разу и не вышли на рубеж атаки. Ракеты, запущенные из бесполезных MIM-23 Hawk, взрывались далеко позади сделавшей своё дело "лисицы".

Из-за этой стремительной разведки на Ближнем Востоке, МиГ-25 даже стал предметом срочного слушания американского Конгресса. Наличие такого козыря в руках "потенциального противника", путало многие геополитические партии. Американский ВПК получил немало жирных заказов, именно благодаря "лисице".

Фото из Яндекс-коллекции.
Фото из Яндекс-коллекции.

МиГ не создавался, как самолет маневренного боя, но есть у него и свои асы. Полковник иракских ВВС Мохаммед Райаян одержал на истребителе, по разным данным, от 5 до 9 воздушных побед. В ряде стран машина летает и сегодня, имея уже полувековой послужной список. И большинство современных истребителей, поколения 4++ так и не в состоянии за ней угнаться.

Самолёт оказался на редкость мощным политическим инструментом. Позднее, уже в марте 1997 года, индийский 25тый стал причиной настоящей паники в Исламабаде, безнаказанно пролетев над пакистанской столицей. Поднятые Ф-16 ничего не смогли сделать, а пакистанцы смягчили позиции в переговорах. Индийцы ещё не раз летали на "двадцать пятых" в болезненных для Пакистана местах и ни разу не были сбиты. Самолёт служил в индийских ВВС до 2006 года. Он, единственный в своём роде, удостоился почетных проводов на "пенсию", а индийские летчики называли его "другом".

МиГ-25 индийских ВВС. фото из Яндекс-коллекции.
МиГ-25 индийских ВВС. фото из Яндекс-коллекции.

Полные данные по "лисице" западные спецслужбы смогли получить в результате двойного предательства. Сначала летчика Виктора Беленко, перелетевшего на "25ом" в Японию, в сентябре 1976 года. Самолёт вернули только через два месяца, так и не потрудившись собрать. Ещё больший ущерб нанесла деятельность инженера Адольфа Толкачева, передавшего ЦРУ огромный объем информации по советскому перехватчику и другим самолётам Микояна. Из-за этих обстоятельств, Миг-25 подвергся серьезной модернизации. Все новые наработки были потом использованы для конструирования ещё одного уникального самолёта, состоящего на службе и поныне.

МиГ-25 Виктора Беленко в Японии. Фото из Яндекс-коллекции
МиГ-25 Виктора Беленко в Японии. Фото из Яндекс-коллекции

Неуловимая "лисица" так и осталась "королём скорости" и непревзойденным, по ряду параметров самолетом. На нём было установлено, в общей сложности, 29 мировых рекордов. Но самым удивительным его свойством, стало воздействие этой машины на большую политику.

Одного его появления в небе хватало, чтобы породить политический кризис, или, наоборот, остудить горячие головы.Так было на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Южной Азии.

МиГ-31
МиГ-31

В конце концов, "двадцать пятый" стал основой ещё одного выдающегося изделия микояновского бюро - МиГ-31.

Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции

Читайте о ссылке ещё материалы про РСК МиГ. Ставьте палец вверх, если материал показался вам интересным. Комментируйте и подписывайтесь на канал. Спасибо.