Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
"У меня живот болит!"
К. Чуковский
Все мы с детства помним этот незамысловатый стишок-дразнилку об обжорстве о некотором парне, который ест невероятно много и все в один присест. Но мало кто догадывается, что Робинов Бобинов среди нас немало. И речь в дразнилке идет об одном из расстройств пищевого поведения — компульсивном (психогенном переедании).
Психологические причины компульсивного переедания.
Компульсивное переедание иначе называют психоге́нным перееда́нием (также приступообра́зным), — это расстройство или нарушение приёма пищи, которое заключается в чрезмерном чрезмерное употреблении еды, что часто всего приводит к появлению лишнего веса и является реакцией на дистресс или фрустрацию. Чаще всего, это своеобразная реакция психики на эмоции и чувства, которые очень сложно переносить.
Отличительной чертой компульсивного поглощения пищи (в отличие от здорового наслаждения едой) является отсутствие реального физического голода. Человек ест потому, что испытывает голод скорее душевный, чем настоящий физический. Поэтому выбор продуктов при психогенном переедании, как правило, специфический: чаще всего это сладкая или жирная пища. Цель еды в данном случае – заглушить сильные эмоции: печаль, обиду, тревогу, разочарование и т. д.
Компульсивное или психогенное переедание можно отличить по ряду признаков:
· Эпизоды потери контроля над процессом поглощения пищи.
· Эпизоды обжорства во время выраженного стресса.
· Поедание ненормально большого количества пищи за короткий. промежуток времени.
· Поедание больших количеств пищи при отсутствии чувства голода.
· Еда до отвала.
· Еда в состоянии депрессии, грусти или скуки.
· Еда в одиночестве, из чувства стыда, связанного с процессом еды.
· Еда в одиночестве, из желания скрыть эпизод обжорства.
· Чувство отвращения, депрессии или вины после эпизода обжорства.
Есть разные объяснения причин, вызывающих данную проблему у человека, от генетических до полностью психологических. Как бы там не обстояли дела с генетикой данного конкретного человека или семейными привычками питания, с этим расстройством можно что-то делать.
На первом этапе – необходимо признание проблемы и работа с чувствами вины и стыда. Вопреки представлениям самого человека, последующие чувства вины и стыда вслед за эпизодом переедания в перспективе только усиливают проблему, а не помогают с ней справиться. Это своего рода замкнутый круг: переедание — стыд и вина — самонаказание в виде больших ограничений — последующий срыв и переедание.
На следующем этапе человеку необходимо научиться отличать реальное чувство голода от желания «заесть» проблему, побаловать себя вкусненьким, потому что день был трудный. (Для справки: когда родители протягивают конфету плачущему ребенку, успокаивая его, таким образом, они формируют почву для психогенного переедания в будущем). Жесткие ограничения в диете при данном расстройстве чаще всего неэффективны, так как неизбежно происходит срыв. Важно научиться контролировать свой аппетит, а не морить себя голодом и жесткими ограничениями. Одна конфета с утра, вместо килограмма вечером, одно пирожное в субботу, вместо целого торта в пятницу. Откладывание удовольствия на определенный срок помогает взять переедание под контроль.
На третьем этапе работы с проблемой необходимо вырабатывать новые более здоровые способы справляться со сложными чувствами. Это может быть спорт, прогулка, чтение, творчество и т. д.
Но необходимо помнить, что это, - такой же вариант ухода от тяжелых чувств, как и еда. Если чувства есть, о них надо помнить, с ними надо работать. Важно научиться выдерживать неопределенность, противоречивость и несовершенство мира и самого себя. И это – основная работа человека над собой при компульсивном переедании.