Нередко ко мне за консультацией обращаются родители, чьи дети имеют диагноз СДВГ, СДВ или синдром гиперактивности. Самые частые вопросы, звучащие от родителей: «Ну почему он такой беспокойный?», «У него истерики по незначительным поводам. Разве это нормально?», «У меня никак не получается организовать ребенка. Скажите, что мне делать?», «Мне приходится много раз повторять одно и то же. Почему ребенок не слышит меня с первого раза?»
Для того, чтобы разобраться и ответить на эти вопросы, нужно определить, о чем же идет речь и что такое СДВГ. СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – это врожденная особенность нервной системы, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что в результате дает повышенную двигательную активность, нарушения внимания и импульсивность. Наличие таких проблем обусловлены более поздним (по сравнению со сверстниками) созреванием тех структур, которые отвечают за программирование деятельности и контроль поведения (это лобные отделы головного мозга). А также ослабленной связью между отделом мозга, который отвечает за эмоции (лимбической системой) и лобным отделом, отвечающим за самоконтроль и прогнозирование действий.
Часто родители, слыша такой диагноз, от невролога или педиатра, не вникают в его суть, что в результате выливается в массу проблем. СДВГ не является тяжелым хроническим заболеванием, которое инвалидизирует человека, с ним вполне можно жить качественной и полной жизнью. Но если не учитывать в процессе воспитания особенности ребенка, игнорировать его слабые места, или, - что хуже ругать его за это, к подростковому возрасту появляется столько поведенческих проблем, что врагу не пожелаешь. Хуже всего, что решать проблемы гиперактивного ребенка в подростковом возрасте, как правило, поздно. Уже сложилось оппозиционное поведение, отношения с родителями (часто безнадежно) испорчены, самоконтроль очень слабый, есть серьезные эмоциональный проблемы, плюс подростковая эмансипация. В результате родители имеют подростка, который склонен к употреблению алкоголя и наркотиков, случайным половым связям, побегам из дома и преступному поведению.
Итак, что же делать родителю, который услышал от врача о том, что его ребенок гиперактивен или страдает от дефицита внимания? Во-первых, помнить, что ребенку нужна помощь и «само не пройдет», понимать, что последствия могут быть катастрофическими и проблема не рассосется сама собой. В панику впадать при этом не нужно. Масса людей живут с таким синдромом и достигают при этом успехов в своей профессиональной деятельности, заводят семью, живут счастливой жизнью. Так, например, Альберт Эйнштейн и Генри Форд страдали от этого синдрома.
Во-вторых, нужно серьезно потрудиться и поменять воспитательные приемы, учитывая особенности ребенка с СДВГ. А именно – забыть про чтение нотаций, долгие и нудные разъяснения о том, что такое хорошо и что такое плохо, желательно раз и навсегда. Даже с ребенком без проблем с концентрацией внимания чтение нотаций и морализаторство работает против вас, в ситуации же дефицита внимания вы не получите ничего, кроме скуки, раздражения и протеста.
Это не означает, что вы должны попустительствовать и никак не реагировать на поступки ребенка, это лишь означает, что объяснять ему нужно четко и понятно, используя минимум слов. Вместо: «сколько раз тебе говорить, чтобы…», - говорить: «если ты еще раз нарушишь правило, мне придется наказать тебя».
Кстати, что касается правил и наказаний для ребенка, многие родители не считают нужным вводить это как некую систему, предпочитая срываться в гневе на ребенка, когда накипит. Потому что наказание – это что-то плохое, разочаровывающее, связанное с насилием. А правила, - это скучно, нудно и лишает ребенка детства. На деле – это один из краеугольных камней любого воспитания, а с гиперактивным ребенком наличие правил важно вдвойне. Так, например, вы ходите на работу к определенному времени, знаете, что зарплата у вас 2 раза в месяц, а за опоздания и прогулы вас накажут. Когда вы знаете, как себя вести и понимаете последствия своих действий, вы спокойны, мир вокруг вас надежен. Правила и последствия систематизируют жизнь ребенка и помогают обуздать его собственный внутренний хаос, особенно сильный у гиперактивного ребенка.
Но для правил и наказаний тоже должны быть правила, иначе это не сработает! Правила должны быть понятными и не содержать абстракций. «Веди себя хорошо» - это не правило. Потому как отсылает нас к вопросу «что такое хорошо и что такое плохо?».
Понятные правила звучат так: вести себя тихо в магазине; ходить за руку через дорогу; чистить зубы перед сном; заправлять кровать утром, соблюдать очередь на горке и т. д. Что касается наказаний, надо четко понимать их отличие от насилия. Зачастую родители путают эти вещи. Лишить ребенка телевизора вечером за неубранную комнату, увести с детской площадки за несоблюдение очереди на горку – это наказания. Пилить его за то же самое 2 часа, давать ремня, ставить в угол, лишать ужина или общения – это насилие.
Наказывать можно лишением удовольствий, это более эффективный и эмоционально щадящий способ воздействия. К тому же это помогает сформировать реалистичную картину мира: есть наши действия и последствия, которые мы имеем.
Третий момент, который необходимо учитывать при воспитании ребенка с СДВ(Г): особенности функционирования головного мозга таковы, что есть потребность в стимуляции нервной системы. Иначе падает концентрация внимания, человек отвлекается, перескакивает с одного дела на другое. Различные виды зависимости у подростков с СДВ(Г) зачастую выступает как попытка решить проблему дефицитарного внимания. Зачастую речь идет о веществах, активно стимулирующих нервную систему: никотин, кофеин, синтетические стимуляторы. К счастью, есть более здоровые способы реализовать потребность в стимуляции – это физическая активность.
Вопреки представлениям родителей и многих специалистов, спорт нужен не для сбрасывания лишней энергии при гиперактивности, а для стимуляции нервной системы. Лишние движения, чрезмерная активность и суетливость необходимы ребенку с СДВГ, чтобы удерживать свое внимание, концентрировать его. Так почему бы не взять этот хаотичный процесс под контроль и не отдать ребенка в спортивную секцию? Это поможет ему научиться удерживать внимание, даст необходимую стимуляцию головному мозгу и поможет справляться с импульсивностью.
Оптимальный выбор для гиперактивного ребенка – спорт с динамическими нагрузками: плавание, велосипед, бег, лыжи, танцевальный спорт. Лучше не отдавать ребенка в какие-либо боевые виды искусства, борьбу и т. д. Это будет усиливать имеющиеся трудности: импульсивность, высокий уровень агрессивности.
И наконец, - гармоничные семейные отношения, поддержка и понимание родителей. Родители, понимающие и принимающие особенности своего ребенка, гораздо более эффективны в воспитательном процессе, чем яростные критики. Ребенок не виноват в том, что ему трудно слышать вас с первого раза, сдерживать свои импульсы, длительно концентрировать внимание. СДВГ в 70% случаев имеет генетическую природу (остальные связаны с проблемной беременностью и родами). Родитель не может изменить природу своего ребенка, но он может принять его и помочь вырасти достойным человеком, учитывая ее!