Раньше при подготовке к ЕГЭ на одиннадцатом задании, проверяющем правописание суффиксов различных частей речи, я особо не зацикливалась. Чаще всего ученики и без зубрёжки многочисленных правил не делали ошибок в словах "чайничЕк" или "подслушИвать". Да и сама формулировка задания, что уж греха таить, была куда проще, чем сейчас. Из пяти предложенных слов нужно было найти одно, в котором пропущена буква Е, например:
озвуч...вать
придирч...вый
затейл...вый
тюл...вый
ключ...к
Кто-то пользовался методом исключения, кто-то языковым чутьём, самые продвинутые вспоминали что-то там про суффикс -ЕВ-, и искомое слово "тюлЕвый" находилось.
С прошлого года блок орфографии в целом усложнился. 11 задание не стало исключением. Мало того, что слов, с которыми надо поработать, стало не пять, а десять, выбрать теперь надо не одну строчку, а неизвестное количество (нужных ответов может быть 2, может быть 3, в некоторых вариантах бывает и 4), так ведь ещё и список орфограмм, по моим наблюдениям, расширился. Если раньше в основном там были слова с орфограммой Е/И в суффиксах существительных, прилагательных и глаголов, то теперь необходимо повторить изучить орфограмму
- о/ё после шипящих (распашонка - тушёнка)
Почему я зачеркнула слово "повторить"? Да потому что то, как изложены эти правила в школьных учебниках, не лезет ни в какие ворота. Все помнят, что "после шипящих в суффиксах существительных под ударением пишется буква О, без ударения - буква Е"? Забудьте. Потому что, если пользоваться этим правилом, придётся и тушёнку со сгущёнкой, и дирижёра со стажёром писать через О. Поэтому приходится не повторять, а изучать заново. Кстати, почему надо писать "зановО", но "сновА", тоже приходится учить, так как появилась в 11 задании строчка с
- правописанием суффиксов наречий
К этому надо добавить
- правописание суффиксов -ЧИК/-ЩИК в существительных со значением лица (извозчик - фонарщик)
- правописание суффикса -ЧАТ (веснушчатый, ступенчатый) и суффиксов -СК/ -К в прилагательных (советский - кулацкий)
- правописание суффиксов -ЯН/ -ЕН в прилагательных (ветряной генератор - ветреный день)
- правописание суффиксов в инфинитиве (каяться, мучиться)
Надеюсь, ничего не забыла. Вот так в современных КИМах может выглядеть задание 11: укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква
1) (начнём) сызнов..., расплывч...тый (силуэт)
2) глин...ный, кашл...ть
3) проста...вая, гел...вый
4) команд...вать, воспит...вать
5) холщ...вый, зайч...нок
Проверьте себя, варианты ответов пишите в комментариях. Если было сложно, следите за дальнейшими публикациями. В следующий раз будем разбирать необходимую для выполнения 11 задания теорию, касающуюся правописания Е/И в суффиксах существительных.
С теорией, необходимой для выполнения задания 26, можно ознакомиться, прочитав статьи:
Просто о сложном: поговорим о средствах выразительности
Тропы, их виды
Как перестать бояться слов "парцелляция" и "оксюморон"
Подготовка к 9 заданию (безударные гласные в корне):
Задание ЕГЭ на безударные гласные: в чём его сложность?
Корни с чередующимися гласными: вся теория с примерами, исключениями и, главное, с корнями-омонимами
Подготовка к заданию 27 (сочинение):
Учимся писать сочинение в формате ЕГЭ: план, количество абзацев
Учимся формулировать проблему двумя способами
Смысловая связь между примерами
Как сформулировать позицию автора?
Можно ли использовать литературный аргумент в сочинении ЕГЭ по русскому языку?
Откуда ноги растут у формулировки "автор ставит проблему" и является ли она единственно верной?
Также можете ознакомиться с вариантами сочинений:
сочинение по тексту Захара Прилепина о новогодних подарках
сочинение по тексту В.Драгунского "Он упал на траву" (про лопаты)
сочинение по тексту С.Мизерова о мечте стать лётчиком
сочинение по тексту В.Дудинцева "Встреча с берёзой"
сочинение по тексту Ю.Нагибина "Заброшенная дорога"
О текстах, доставшихся одиннадцатиклассникам на экзамене в прошлом году, можно прочитать здесь.