Известно, что одно орудие "Дредноута" выстреливало снарядом, чей вес превышал бортовой залп "Виктории" – знаменитого флагмана Нельсона. Конечно, этот факт очень интересный сам по себе, но он нисколько не приближает нас к пониманию того, какими же были морские орудия эпохи парусного флота. Тем более, что за несколько сотен лет своего существования они, собственно, мало изменились – действительно революционные преобразования начались только во второй половине XIX столетия. А до той поры пушкарь Кромвеля, попади он каким чудом во флот Георга IV, запросто освоил бы самые современные на тот момент системы, особо и не переучиваясь.
18-ти фунтовки применялись во флоте с XVII века. Конечно, в позднее время их уже не считали основным корабельным калибром, но продолжали устанавливать на вторые палубы кораблей 3-го ранга. Да и среди 1–го ранга они встречались. Правда, на верхних, 3-х орудийных палубах. Простота обращения с ними и освоенность расчетами (да и массовость тоже) позволили использовать эти пушки даже на паровых кораблях времен Крымской войны. Правда, прежде этим пушкам вытравливали нарезы.
24-х фунтовые пушки по возрасту почти не уступают 18-ти фунтовым. Правда, всю историю применения длина стволов этих орудий постоянно менялась – укорачивалась. Тем самым старались увеличить их скорострельность и упростить работу прислуги. Какое-то время существовал разброд по длине стволов, но в 1790 году Томас Бломфилд произвел первую стандартизацию их габаритов. Потом эти пушки последовательно укорачивали в 1812 и 1853 годах. Причем в последнюю реформу еще и уменьшили калибр, поскольку ядро перестало считаться стандартным снарядом и наметился переход к цилиндрическим по форме снарядам. Тем не менее эти пушки массово выпускались до 1865 года, пока не стало ясно, что они безнадежно устарели и их характеристики не отвечают условиям современного боя.
32-х фунтовое орудие долго считалось основным калибром военно-морских сил Британии. Из-за немалой массы такое вооружение получали только линейные корабли 1-го класса. Ну и ставились они, понятное дело, на самых нижних палубах. Вот только в бою их не всегда и использовали. Во-первых, волнение на море могло и не позволить подобную роскошь – открыть нижние порты. А во-вторых, при всей своей угрожающей мощи пушки эти не отличались ни меткостью, ни дальностью. Отчего стреляли из них только в упор и только наверняка.
Когда пошли первые броненосцы, стало понятно, что прежние 32-х фунтовые пушки не способны надежно пробивать борт хорошо защищенного противника. И поскольку в теории разработчики вооружений того времени еще были слабы, решили идти по самому простому и ожидаемому пути модернизации – еще большему увеличению калибра. Причем особо заботились и о дешевизне производства, поскольку резко возросшие габариты пушек неоднозначно намекали на возросшую стоимость. По итогу получили очень недорогую, простую, надежную и довольно тяжелую пушку (ствол самой массовой модификации весил более пяти с половиной тонн). Зато она была цельнолитая и делалась из чугуна. И такой 68-ми фунтовой пушкой вооружались практически все первые броненосцы, в том числе, и знаменитый "Уорриор".
Интересно, что запас надежности 68-ми фунтовок оказался таким высоким, что их продержали на вооружении до 1921 года. Правда, при появлении большого количества нарезных пушек стало ясно, что прежний вариант здорово уступает новичкам по точности и дальности. Поэтому для поддержания характеристик на должном уровне разработали конструкцию нарезной вставки, сокращавшей калибр до 6-ти дюймов, но позволявшей думать, что модернизация хоть сколько-то повысит боевые качества. К 1872 их переделали все.
Вообще в середине XIX веке количество дульнозарядных гладкоствольных систем резко возросло – конструкторы пытались как-то парировать возросшую надежность брони, при этом оставаясь в рамках прежней технологической догмы. Отсюда появление в 1863 тяжеленного (6,5 тонн, что требовало усилий как минимум 18 человек расчета) 9,2-дюймового "Соммерсета". На небольшой дистанции орудие показало неплохие результаты, пробивая по нормали до 200 мм тогдашней брони, но управляться с ним было очень тяжело.
А ведь имелись и гладкоствольные орудия калибром 10,5 дюймов. Правда, их изначально задумали как нарезные, но первые же образцы после нарезки разорвало на испытаниях, так что решили оставить все как есть. Как-то попробовали даже выпустить и 13-ти дюймовые чудовища с гладким стволом, но Адмиралтейство, увидев их, наотрез отказалось ставить подобное на корабли. Отчего эти 4 образца и считаются последними в своем классе на Британской земле.
× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez
Интересно, что известны попытки на базе 68-ми фунтовки совместить характеристики гладкоствольных и нарезных пушек, для чего стали мудрить с овальной винтовой сверловкой. Но тут подвел снаряд – для приемлемой обтюрации к специальному снаряду приделывали свинцовый поддон, который и служил причиной частого заклинивания снаряда в канале ствола. До иного метода уплотнения додуматься не смогли, отчего от идеи решили отказаться, сообразив, что любые гладкие стволы отныне часть истории.
Хотите видеть больше интересных материалов? - подписывайтесь на канал и ставьте "пальцы вверх"
Делитесь статьями в соц. сетях - так вы помогаете каналу развиваться