Распространение коронавируса по странам и континентам уверенно продолжается. Может имеет смысл немного выдохнуть, просто спокойно оценить проблему и посмотреть, где есть слабые места? А найдя их, попробовать исправить. В данном случае речь пойдет о медицинских масках, салфетках, одноразовых носовых платках, которые после использования сами по себе являются разносчиками инфекции. Насколько это опасно и что с этим делать?
Существует понятие “медицинские отходы”. Профессиональное определение довольно громоздкое, поэтому сформулирую коротко: это все, что тем или иным образом соприкасалось с тканями и средами (кровь, слюна и т.д.) человека и может быть потенциально опасно для любого, вошедшего с ними в контакт. Что касается медицинских учреждений, то здесь все четко и ясно. Разработаны классы медицинских отходов согласно степени их опасности. Их всего пять. В зависимости от степени опасности , они сортируются в одноразовую упаковку соответствующего цвета. Белый цвет — класс А, неопасные отходы, те, что не имеют контакта с биологическими жидкостями пациента. Желтый мешок — класс Б, опасные отходы, потенциально инфицированные, то есть загрязненные разного рода выделениями пациентов. Думаю, что пациенты некоторых специалистов видели у доктора в кабинете корзины с желтыми мешками, куда предлагается выкинуть после себя пеленку и т.д. Так вот это они и есть. Красный мешок — класс В, чрезвычайно опасные отходы, то есть материалы, контактирующие с больными особо опасными инфекциями. Остальные два рассматривать не будем.
К чему я веду? Важно то, что в зависимости от класса опасности, эти отходы утилизируются специальным образом. Если мешки белого цвета можно отправлять на обычный полигон, то с желтыми и красными совершенно другая история. Эти отходы сначала обеззараживаются, а дальше термическое сжигание, охлаждение, досжигание, а в некоторых случаях еще финальное обеззараживание остатков. Вот только это все предусмотрено для отходов в ЛПУ.
Что же мы имеем в связи с эпидемией коронавируса. Все планы, разработанные правительством и минздравом с роспотребнадзором — это прекрасно. Однако, как известно, неприятности кроются в деталях. Вирус, по последним данным, может находиться в воздухе до 30 минут и распространяться на расстояние более 4.5 метров, а это значит, что маски вновь становятся актуальными. Ну, посудите сами, все эти разговоры о необязательности ношения масок здоровым людям — в пользу бедных. А точнее, в пользу тех, кто допустил тотальную нехватку средств индивидуальной защиты населения и дикий рост цен на них.
Естественно, что если вы стоите в общественном месте, и на расстоянии нескольких метров от вас кашляет или чихает человек, то шансы получить инфекцию без маски многократно выше. Добавим сюда одноразовые носовые платки, которыми пользуются люди с определенными симптомами. В итоге, мы получаем очень много медицинских отходов класса Б и, возможно, В — ведь известно, что коронавирус часто протекает с минимальной симптоматикой.
Коротко опишу их дальнейший путь. Урны для мусора на улицах, домашний мусоропровод, далее вывоз мусоровозами на полигон. Всё. А так как мусор у нас еще мало, где сортируют, то все это перемешано с пищевыми отходами.
Тут самое время вспомнить про животных и птиц, которые часто кормятся на свалках, а уж мыши и крысы, которым в принципе все равно, что есть, хоть цемент - это вообще отдельная история. Если вспомнить, кто явился первопричиной нового вида коронавируса (лабораторную теорию сейчас не рассматриваю), то мы можем получить дальнейшую циркуляцию вируса в природе…
Достаточно на выходах из метро, торговых центров, даже у подъездов домов, в общественных местах поставить урны с “желтыми” пакетами. Разъяснить ситуацию населению не составит труда, если выделить для разъяснения хоть пять минут в бесконечных политических ток-шоу. Не думаю, что все это будет слишком затратно, особенно учитывая отдаленную положительную перспективу.