Найти тему

От барной стойки до невестки лорда. Жизненный путь Энни Миллер.

Есть истории, которые поддерживают нашу веру в сказки. Но только тот, кто осмеливается воплощать сказки в жизнь знает, сколько изобретательности, труда и упорства для этого нужно.

Дженни Жак в роли Энни Миллер. Отчаянные романтики. 2009 г.
Дженни Жак в роли Энни Миллер. Отчаянные романтики. 2009 г.

Энни Миллер родилась в 1835 году в лондонском Челси. Ее отцом был отставной военный, а мать за гроши убирала в домах соседей. Для девочки из викторианской Англии такой жизненный старт был практически приговором. Жена поденного рабочего, всю жизнь перебивающаяся на зарабатываемые мужем гроши, или девушка с пониженной социальной ответственностью - вот и весь выбор, который могло предложить ей общество.

До поры все так и было. Мать Энни умерла вскоре после ее рождения. Отец с трудом зарабатывавший на жизнь для себя и дочерей и следить за девочками ему было не досуг. Те вечно слонялись по улицам грязные и предоставленные самим себе. В книгах Джен Марш (биограф прерафаэлитов) есть выдержки из воспоминаний соседей Энни о ее семье и сестре, в которых соседи рассказывают о том, что сестры Миллер вечно ходили не причесанными и в рваной одежде, а наиболее благополучные мамаши в районе запрещали своим детям с ними играть т. к. у сестричек вечно водились вши.

Кстати, Холлман Хант, бывший старше Энни на 8 лет и выросший в скромной рабочей семье, некоторое время проживал неподалеку от семейства Миллер. Это обстоятельство породило миф о том, что будучи еще мальчишкой Хант заприметил Энни на улицах и уже тогда решил спасти бедную девочку от участи, которую уготовила ей судьба.

Впрочем, сестры Миллер вскоре перебрались от отца к родственникам матери. Их отец заделался строителем в переездной бригаде, а девочки остались на попечение дяди с теткой - сапожника и прачки, у которых не было своих детей. Эта пара трудяг была не на много богаче родной семьи. Разве что тетка больше не позволяла Энни и Хариет разгуливать по улицам неумытыми и без дела. Девочкам пришлось трудиться . Старшая сестра Энни принялась помогать тетке в ее не легком труде, а Энни устроилась на работу в ближайший трактир. По началу она была уборщицей и посудомойкой, но вскоре переквалифицировалась в официантки. Бойкая и острая на язык девчушка быстро завоевала популярность среди постоянных посетителей, которые стали наведываться с ней поболтать. Официальное знакомство Энни с Холманом Хантом состоялось именно здесь.

Начинающий художник зашел в трактир пообедать и тут-то и повстречал свою роковую любовь. В Девятнадцатилетней девушке он быстро рассмотрел редкую красотку и идеальную модель для своих картин. Он пригласил девушку позировать и Энни согласилась. Первой совместной работой Холмана Ханта и Энни Миллер стала картина "Пробудившийся стыд". Картина была призвана побудить викторианскую публику задуматься о судьбе девушек, вынужденных торговать собственным телом. Но намеки на неблагополучный социальный статус девушки на картине и ее раскаяние были настолько тонкими, что викторианская общественность предпочла их не заметить и трактовала сюжет картины как ссору брата и сестры.

К слову, сегодня лица Энни Миллер на этой картине нет. Впоследствии, после ссоры с девушкой, Холман Хант заменил лицо Энни другим. Но в 1852 году их отношения были на пике. Хант заставил Энни покинуть трактир, снял для нее жилье и активно вкладывал время и деньги в то, чтобы улучшить образование девушки и ее социальный статус. Но, не привыкшая к умственному труду, Энни совсем не желала учиться и спускала деньги своего спонсора на одежду, украшения и развлечения.

Арфистка. Данте Габриэль Россетти. 1857 г.
Арфистка. Данте Габриэль Россетти. 1857 г.

Тогда-то Холлман Хант и решился на радикальный шаг - он пообещал девушке жениться. Хант, в силу своего воспитания и мировоззрения, был человеком глубоко религиозным и всегда мечтал о путешествии на Восток, в те места, где разворачивались библейские события. И как раз в 1954 году у него появилась такая возможность. Романтически настроенный художник решил, что разлука лишь укрепит его связь с возлюбленной. Уезжая, он оставил Энни не малую сумму денег, дабы в его отсутствие девушка могла заняться своим образованием. Чтобы простимулировать усердие красавицы, он сказал ей, что, если к его возвращению ее образование и манеры достигнут идеала, то они поженятся.

Но Энни вовсе не стремилась стать женой бережливого и склонного к скромному образу жизни художника, да и образовательные уроки не слишком привлекали бойкую и жизнерадостную красавицу. Большую часть оставленных Хантом денег Эннни спустила на пирушки и развлечения в обществе Данте Габриэля Россетти. Пылкий и расточительный лидер братства Прерафаэлитов был куда ближе Энни по духу и она мечтала занять в его жизни и сердце место Эллизабет Сиддал.

Женщина в желтом. Данте Габриэль Россетти. 1863 г.
Женщина в желтом. Данте Габриэль Россетти. 1863 г.

Надо сказать, что некоторое время усилия Энни не пропадали втуне. Россетти проводил в обществе девушки много времени и увлеченно ее писал. И это при том, что Данте Габриэль был одним из двух художников, работать с которыми Хант своей невесте категорически запретил. Но Энни это не остановило, не смущала ее и ревность Элизабет, которая как-то в гневе была настолько раздосадована тем, что Россетти пишет кого-то кроме нее, что выбросила все эскизы возлюбленного с Энни Миллер из окна. Бурная перебранка влюбленных, во время которой Элизабет кидала картины с балкона, осталась в воспоминаниях многих друзей и вошла едва ли не во все фильмы, посвященные братству.

Саму Энни ждал не менее бурный скандал, после того, как вернувшийся из поездки, жених узнал, как Энни проводила свое время в его отсутствие. О женитьбе теперь не могло быть и речи, хотя и окончательного разрыва не произошло. Хант даже выкупил у всех художников картины и эскизы, для которых позировала девушка, аргументируя это тем, что хочет очистить ее прошлое.

Портрет Энни Миллер. Джон Эверетт Миллес. 1854 г.
Портрет Энни Миллер. Джон Эверетт Миллес. 1854 г.

Впрочем, саму Энни это уже мало волновало. Вращаясь в кругу художников и поэтов она успела приобрести кое-какие манеры и внешний лоск, которые позволили ей завязать знакомства и найти себе покровителя покруче, чем бережливый художник. В 1858 году Энни познакомилась с Томасом Героном Джонсоном - седьмым виконтом Ренелагом, который был куда щедрее, чем Хант и много менее щепетилен. Он даже советовал девушке судиться с Хантом из-за того, что тот отказался жениться на ней.

В это трудно поверить, но в викторианской Англии право девушки выйти замуж было едва ли не единственным, но тщательно оберегаемым законом правом. В стране действительно существовал вполне законный способ заставить молодого человека, однажды сделавшего предложение, сдержать свое слово, не смотря ни на что. Конечно замуж за Ханта Энни теперь выходить не планировала, а вот отсудить у былого возлюбленного солидный чек была совсем не против. Чтобы отделаться от былой возлюбленной, Хант даже предлагал оплатить ее путешествие в Австралию. Но этому плану не суждено было сбыться кузен благородного лорда Ренеалага капитан Томас Томсон влюбился в Энни и сделал ей предложение. 23 июля 1863 года они поженились.

Есть байка о том, что главным приданым Энни стал целый чемодан любовных писем от Холлмана Ханта, который к этому времени тоже женился на Фанни Вог. Энни и Томсон якобы угрожали обнародовать письма Ханта в прессе, и тот был вынужден выкупить их. Эта-то сумма и легла в основу будущего благополучия новоиспеченной семьи. Есть ли в этой истории доля правды или нет, не известно. Вскоре после бракосочетания Энни и Томсон перебрались из Лондона в Шорхэм, где жила тетка жениха. Энни и Томсон прожили вместе более 50 лет, у них было двое детей дочь Энни Хэлен и сын Томас Джеймс. Энни пережила мужа на 8 лет и умерла в 1925 году в возрасте 90 лет. На маленьком кладбище приморского городка и сегодня можно найти могилы Энни и ее мужа, они расположены рядом.

Елена Троянская. Данте Габриэль Россетти. 1863 г.
Елена Троянская. Данте Габриэль Россетти. 1863 г.

Спустя много лет после расставания Холлман Хант как-то повстречал свою былую любовь. В своих письмах и воспоминаниях об этой встрече он описывает Энни как "пышногрудую матрону, окруженную толпой детей". Едва ли кто-то мог узнать в ней тогда грязную девчушку из Челси.

В современном кинематографе образ Энни обычно получается довольно откровенным. (При просмотре "Отчаянных романтиков" Энни в исполнении Дженни Жак напомнила мне Миледи из "Трех мушкетеров" в исполнении Маргариты Тереховой). Фотопортретов Энни, которые позволили бы нам оценить ее красоту, практически не осталось, а вот картин - предостаточно. Одной из самых известных является "Елена Трянская" Данте Габриэля Россетти, на которой невозмутимая и чуть задумчивая Елена стоит на фоне пылающей за ее плечами Трои. Наверное, именно такой Энни Миллер и была. Красивая, дерзкая и смелая девушка, которая даже в викторианской Англии умела жить с лозунгом "пусть лучше мир прогнется под нас".

Дженни Жак в роли Энни Миллер. Отчаянные романтики. 2009 г.
Дженни Жак в роли Энни Миллер. Отчаянные романтики. 2009 г.