Есть истории, которые поддерживают нашу веру в сказки. Но только тот, кто осмеливается воплощать сказки в жизнь знает, сколько изобретательности, труда и упорства для этого нужно.
Энни Миллер родилась в 1835 году в лондонском Челси. Ее отцом был отставной военный, а мать за гроши убирала в домах соседей. Для девочки из викторианской Англии такой жизненный старт был практически приговором. Жена поденного рабочего, всю жизнь перебивающаяся на зарабатываемые мужем гроши, или девушка с пониженной социальной ответственностью - вот и весь выбор, который могло предложить ей общество.
До поры все так и было. Мать Энни умерла вскоре после ее рождения. Отец с трудом зарабатывавший на жизнь для себя и дочерей и следить за девочками ему было не досуг. Те вечно слонялись по улицам грязные и предоставленные самим себе. В книгах Джен Марш (биограф прерафаэлитов) есть выдержки из воспоминаний соседей Энни о ее семье и сестре, в которых соседи рассказывают о том, что сестры Миллер вечно ходили не причесанными и в рваной одежде, а наиболее благополучные мамаши в районе запрещали своим детям с ними играть т. к. у сестричек вечно водились вши.
Кстати, Холлман Хант, бывший старше Энни на 8 лет и выросший в скромной рабочей семье, некоторое время проживал неподалеку от семейства Миллер. Это обстоятельство породило миф о том, что будучи еще мальчишкой Хант заприметил Энни на улицах и уже тогда решил спасти бедную девочку от участи, которую уготовила ей судьба.
Впрочем, сестры Миллер вскоре перебрались от отца к родственникам матери. Их отец заделался строителем в переездной бригаде, а девочки остались на попечение дяди с теткой - сапожника и прачки, у которых не было своих детей. Эта пара трудяг была не на много богаче родной семьи. Разве что тетка больше не позволяла Энни и Хариет разгуливать по улицам неумытыми и без дела. Девочкам пришлось трудиться . Старшая сестра Энни принялась помогать тетке в ее не легком труде, а Энни устроилась на работу в ближайший трактир. По началу она была уборщицей и посудомойкой, но вскоре переквалифицировалась в официантки. Бойкая и острая на язык девчушка быстро завоевала популярность среди постоянных посетителей, которые стали наведываться с ней поболтать. Официальное знакомство Энни с Холманом Хантом состоялось именно здесь.
Начинающий художник зашел в трактир пообедать и тут-то и повстречал свою роковую любовь. В Девятнадцатилетней девушке он быстро рассмотрел редкую красотку и идеальную модель для своих картин. Он пригласил девушку позировать и Энни согласилась. Первой совместной работой Холмана Ханта и Энни Миллер стала картина "Пробудившийся стыд". Картина была призвана побудить викторианскую публику задуматься о судьбе девушек, вынужденных торговать собственным телом. Но намеки на неблагополучный социальный статус девушки на картине и ее раскаяние были настолько тонкими, что викторианская общественность предпочла их не заметить и трактовала сюжет картины как ссору брата и сестры.
К слову, сегодня лица Энни Миллер на этой картине нет. Впоследствии, после ссоры с девушкой, Холман Хант заменил лицо Энни другим. Но в 1852 году их отношения были на пике. Хант заставил Энни покинуть трактир, снял для нее жилье и активно вкладывал время и деньги в то, чтобы улучшить образование девушки и ее социальный статус. Но, не привыкшая к умственному труду, Энни совсем не желала учиться и спускала деньги своего спонсора на одежду, украшения и развлечения.
Тогда-то Холлман Хант и решился на радикальный шаг - он пообещал девушке жениться. Хант, в силу своего воспитания и мировоззрения, был человеком глубоко религиозным и всегда мечтал о путешествии на Восток, в те места, где разворачивались библейские события. И как раз в 1954 году у него появилась такая возможность. Романтически настроенный художник решил, что разлука лишь укрепит его связь с возлюбленной. Уезжая, он оставил Энни не малую сумму денег, дабы в его отсутствие девушка могла заняться своим образованием. Чтобы простимулировать усердие красавицы, он сказал ей, что, если к его возвращению ее образование и манеры достигнут идеала, то они поженятся.
Но Энни вовсе не стремилась стать женой бережливого и склонного к скромному образу жизни художника, да и образовательные уроки не слишком привлекали бойкую и жизнерадостную красавицу. Большую часть оставленных Хантом денег Эннни спустила на пирушки и развлечения в обществе Данте Габриэля Россетти. Пылкий и расточительный лидер братства Прерафаэлитов был куда ближе Энни по духу и она мечтала занять в его жизни и сердце место Эллизабет Сиддал.
Надо сказать, что некоторое время усилия Энни не пропадали втуне. Россетти проводил в обществе девушки много времени и увлеченно ее писал. И это при том, что Данте Габриэль был одним из двух художников, работать с которыми Хант своей невесте категорически запретил. Но Энни это не остановило, не смущала ее и ревность Элизабет, которая как-то в гневе была настолько раздосадована тем, что Россетти пишет кого-то кроме нее, что выбросила все эскизы возлюбленного с Энни Миллер из окна. Бурная перебранка влюбленных, во время которой Элизабет кидала картины с балкона, осталась в воспоминаниях многих друзей и вошла едва ли не во все фильмы, посвященные братству.
Саму Энни ждал не менее бурный скандал, после того, как вернувшийся из поездки, жених узнал, как Энни проводила свое время в его отсутствие. О женитьбе теперь не могло быть и речи, хотя и окончательного разрыва не произошло. Хант даже выкупил у всех художников картины и эскизы, для которых позировала девушка, аргументируя это тем, что хочет очистить ее прошлое.
Впрочем, саму Энни это уже мало волновало. Вращаясь в кругу художников и поэтов она успела приобрести кое-какие манеры и внешний лоск, которые позволили ей завязать знакомства и найти себе покровителя покруче, чем бережливый художник. В 1858 году Энни познакомилась с Томасом Героном Джонсоном - седьмым виконтом Ренелагом, который был куда щедрее, чем Хант и много менее щепетилен. Он даже советовал девушке судиться с Хантом из-за того, что тот отказался жениться на ней.
В это трудно поверить, но в викторианской Англии право девушки выйти замуж было едва ли не единственным, но тщательно оберегаемым законом правом. В стране действительно существовал вполне законный способ заставить молодого человека, однажды сделавшего предложение, сдержать свое слово, не смотря ни на что. Конечно замуж за Ханта Энни теперь выходить не планировала, а вот отсудить у былого возлюбленного солидный чек была совсем не против. Чтобы отделаться от былой возлюбленной, Хант даже предлагал оплатить ее путешествие в Австралию. Но этому плану не суждено было сбыться кузен благородного лорда Ренеалага капитан Томас Томсон влюбился в Энни и сделал ей предложение. 23 июля 1863 года они поженились.
Есть байка о том, что главным приданым Энни стал целый чемодан любовных писем от Холлмана Ханта, который к этому времени тоже женился на Фанни Вог. Энни и Томсон якобы угрожали обнародовать письма Ханта в прессе, и тот был вынужден выкупить их. Эта-то сумма и легла в основу будущего благополучия новоиспеченной семьи. Есть ли в этой истории доля правды или нет, не известно. Вскоре после бракосочетания Энни и Томсон перебрались из Лондона в Шорхэм, где жила тетка жениха. Энни и Томсон прожили вместе более 50 лет, у них было двое детей дочь Энни Хэлен и сын Томас Джеймс. Энни пережила мужа на 8 лет и умерла в 1925 году в возрасте 90 лет. На маленьком кладбище приморского городка и сегодня можно найти могилы Энни и ее мужа, они расположены рядом.
Спустя много лет после расставания Холлман Хант как-то повстречал свою былую любовь. В своих письмах и воспоминаниях об этой встрече он описывает Энни как "пышногрудую матрону, окруженную толпой детей". Едва ли кто-то мог узнать в ней тогда грязную девчушку из Челси.
В современном кинематографе образ Энни обычно получается довольно откровенным. (При просмотре "Отчаянных романтиков" Энни в исполнении Дженни Жак напомнила мне Миледи из "Трех мушкетеров" в исполнении Маргариты Тереховой). Фотопортретов Энни, которые позволили бы нам оценить ее красоту, практически не осталось, а вот картин - предостаточно. Одной из самых известных является "Елена Трянская" Данте Габриэля Россетти, на которой невозмутимая и чуть задумчивая Елена стоит на фоне пылающей за ее плечами Трои. Наверное, именно такой Энни Миллер и была. Красивая, дерзкая и смелая девушка, которая даже в викторианской Англии умела жить с лозунгом "пусть лучше мир прогнется под нас".