Найти тему

Жизнь как праздник и «Римские каникулы»

Иногда хочется (несмотря на всю свою нынешнюю замкнутость) поделиться какими-то своими мыслями, своим мировоззрением. И вот сегодня – это именно то самое «иногда».

1

Мне кажется, современные люди, люди XXI века должны воспринимать жизнь как праздник. Именно такая концепция должна стать преобладающей.

Знаете, что не так в этом мире? Здесь большинству людей совсем нельзя расслабить булки, хотя в мире столько доброй еды, столько всяких благ.

От всех требуют не пойми чего. От всех требуют слишком многого. Ты должен быть активным гражданином, ты должен быть хорошим работником, ты должен быть квалифицированным потребителем...

А я не хочу слишком многого. Я не хочу строить свою карьеру, не хочу ни за что бороться. Я хочу праздновать свою жизнь.

И это не значит, что я хочу много потреблять (много жрать), да и всё. Вообще много жрать, чтобы у тебя было счастливое праздничное настроение, совсем не обязательно.

Я хочу праздновать, радоваться, наблюдать, ощущать, любить и быть любимым. Я хочу делать что-то хорошеё людям. Мне это нравится. Почему нет? Хочу, как говорится, «просто жить».

2

Есть такой роман – «Праздник, который всегда с тобой». Автор – Эрнест Хемингуэй. Этот роман был опубликован уже после смерти писателя.

И герой там – это, по сути, сам автор. Ведь роман основан на дневниковых записках Хемингуэя, которые он делал в молодости, когда жил в Париже...

И, понятно, там очень много всего рассказывается. Но главное, что есть в этой книге – это ощущение, что герой этого романа хоть и весьма беден, но вполне счастлив. Ему нравится Париж, ему нравится его молодость, ему нравится его богемная жизнь.

Он её празднует. Он пьет вино в парижских кафе и общается с друзьями. Он верит, что сможет добиться успеха в литературе. Он любит свою жену. Вот, кстати, отличная цитата из этого романа:

«Мы хорошо и недорого ели, хорошо и недорого пили и хорошо спали, и нам было тепло вместе, и мы любили друг друга».

И в целом после этой книги возникает ощущение, что быть счастливым почти без денег – возможно... Почему нет?

3

В контексте поднятой темы также уместно будет вспомнить романтическую комедию 1953 года «Римские каникулы». Некоторые почему-то путают этот фильм со «Сладкой жизнью» Федерико Феллини. Наверное, потому что они оба черно-белые. Наверное, потому что и там, и там действие происходит в Риме. Однако это всё же разные фильмы. И вообще «Сладкая жизнь» вышла на экраны в 1960 году, то есть на семь лет позже.

«Римские каникулы» — без преувеличения, обалденное кино. Посмотрите, если ещё не смотрели. В этом фильме главные роли играют Одри Хепбёрн и Грегори Пек. Видные актеры своего времени. И мужчины здесь похожи на мужчин, а женщины на женщин... И никакого разврата, никакой сверхпошлости...

Для современного зрителя начало «Римских каникул» может показаться каким-то слишком тяжеловесным. Но где-то минут через семь, когда юная принцесса неназванного государства (её, по сюжету, зовут Анна, а играет её, собственно, Одри Хепбёрн) сбегает из посольства, чтобы погулять по Риму, становится очень интересно...

Молодая красивая девушка, уставшая от церемониала, от бесконечных условностей и требований, просто хочет побродить по Риму, хочет каких-то обыкновенных земных радостей. Вот она покупает мороженое, вот она состригает свои волосы. Вот какой-то торговец продаёт ей цветы, но когда узнаёт, что у неё практически нет денег, просто так дарит один цветочек (о, это так мило). Вот она пьёт шампанское, вот она выкуривает первую в жизни сигарету, а потом идёт на какие-то вечерние танцы у моря. Она просто празднует свою молодость.

И Рим в этом фильме такой солнечный, такой величественный и при этом такой простой… Рим в этом фильме классный...

И в том, как Анна, сначала одна, а потом с героем Грегори Пека (его зовут Джо, он тут типа журналист), гуляет по этому замечательному городу, столько свежести, лёгкости, свободы, ощущения настоящей жизни... Особо показательна в этом плане сцена, где Анна и Джо едут на каком-то мотороллере и улыбаются... Это действительно было снято очень красиво.

И да, всё именно так: самая настоящая жизнь – у тех, кто беззаботен, кто ушёл, так сказать, в отрыв...

В общем, главные герои фильма пытаются выжать максимум их своих коротких (длиною практически один в день) и случайных римских каникул. Но интересно и другое: практически все второстепенные персонажи, с которыми Анна и Джо пересекаются в Риме, тоже излучают какой-то позитив и радость бытия. И это одно из важных слагаемых удивительной атмосферы фильма.

4

После просмотра «Римских каникул» мне почему-то опять сильно захотелось путешествий. Захотелось вживую (конечно, не прямо сейчас, а когда вся эта хрень с хреновирусом закончится) увидеть Рим, Бали, Копенгаген, Токио, Сан-Франциско, Рио, Буэнос-Айрос… Захотелось просто поездить по миру и покайфовать...

Но вот беда: такие путешествия мне в принципе не сильно-то доступны. У меня даже загранпаспорта нет. И я думаю, что таких, как я очень много (в 2016 году загранпаспорта не было, если верить статистике, у 72% россиян – вот новость об этом https://www.interfax.ru/russia/505606).

5

Я ещё вот что думаю. А вот если научно-технический прогресс достигнет невероятных высот, если всё будут делать роботы, и работать, наверное, не будет нужно (ведь в этом не будет реальной практической необходимости), то пусть возобладает понимание жизни как доброго праздника. Пусть все (ну или почти все – всегда есть какие-то отщепенцы, ничего не поделать) радуются, танцуют, поют, веселятся. Пусть будет праздник. Пусть будет этакая социалистическая первомайская демонстрация с элементами бразильского карнавала.

Мне часто мерещится какой-то странный утопичный мир, где все относятся друг к другу с удивительной бережливостью и теплотой. Где все помогают друг к другу. Мир, где людям нечего делить друг с другом.

Мне часто мерещится (чудится, видится, воображается) какой-то странный хиппи-кибер-эко-мир, где нет злых и мерзких клоунов, разжигающих войну. Где нет войн. Где человеческих страданий значительно меньше, чем сейчас.

Мне часто мерещится такой мир. Наверное, маниловщина. Наверное, ерунда. Но почему-то мерещится.