Начало нашего рассказа можно посмотреть по ссылке: https://zen.yandex.ru/media/id/5dafe0f532335400b139199d/samostoiatelnaia-progulka-v-pompei-pompei-1-chast-ekskurs-v-istoriiu-5e6bd4a0a238dc1744a2b1e5
Собираясь прогуляться по руинам древних Помпей, стоит ознакомиться с историей их раскопок, которая не менее интересна.
Первым, кто наткнулся на Помпеи, был известный итальянский инженер и архитектор Доменико Фонтана, который на рубеже XVII в. строил водопровод от реки Сарно к городку Toppe Аннунциата, расположенному к западу от Помпей. При рытье канала он обнаружил руины домов и несколько надписей, в которых упоминалось название Помпей. До этого момента историю о Помпеях считали легендой. Но землекопов Фонтана не заинтересовали раскопки, они посчитали, что нашли остатки усадьбы Помпея, противника Цезаря. По другой версии, Доменико Фонтано увидел некие эротические изображения на стенах домов и посчитал необходимым закопать обратно. Возможно, уже в это время появилась версия, что город был подвергнут каре богов за распутство его жителей.
В начале XVIII в. австрийский князь Эльбеф, пожелавший украсить свой дворец в Портичи произведениями античного искусства, приобрел участок, на котором были найдены древние постройки. В результате раскопок на этом участке рабочие князя в 1709 г. обнаружили театр в Геркулануме, а найденные в нем предметы искусства были использованы Эльбефом для украшения своих покоев. Нужно сказать, что с точки зрения того времени, это было вполне естественным и законным. Затем князь продал землю, под которой находился Геркуланум, неаполитанскому правительству. Поиски и раскопки продолжились под руководством испанца Алькубиерре в 1748 году. Эта дата считается началом раскопок Помпеи, не смотря на то, что сам Алькубиерре был все время убежден, что ведет раскопки Стабии. И только в 1763 г. при обнаружении надписи, прямо упоминающей «город помпейцев», стало понятым, что раскопки производятся на территории древних Помпей.
Сначала раскопки были варварского характера. В период с половины XVIII в. вплоть до 60-х годов XIX столетия они больше напоминали кладоискательство. Не было плана раскопок, процветали хищения бронзы, мрамора, картин, мозаики. Варварски уничтожались мозаичные полы, если они не отличались исключительной роскошью, стенная роспись, найденная бронза использовалась по назначению самого металла без учета исторической ценности сделанных из нее предметов.
С 1764 г. во главе раскопок был поставлен Франческо ля-Вега. Под его руководством стал вестись дневник раскопок с прилагаемыми планами и точными зарисовками.
С начала XIX в. на раскопки стали выделяться большие бюджетные средства, приглашались известные археологи и ученые. Очень многое было сделано археологом Джузеппе Фиорелли, который считал, что в Помпеях для историка значимы и роскошный дом с произведениями искусства, и убогий домишко. Начиная с 1863 г., Помпеи перестали рассматриваться лишь в качестве источника для снабжения музеев художественными ценностями. Город сам стал настоящим свидетельством безвозвратно погибшего мира.
Фиорелли предложил новый в техническом отношении метод раскопок, а также способ заливки оставшихся в плотной вулканической породе пустот гипсом. Застывший гипс в точности, с мельчайшими деталями одежды и аксессуаров повторял очертания тела погибшего человека. В результате были получены слепки жителей Помпей в момент их трагической гибели. Хотелось бы добавить, что жители Помпей были маленького роста – всего 150-160 см.
Кроме того, Фиорелли сделал Помпеи доступными для туристов, в том числе и для иностранцев. Было организовано обслуживание посетителей, по воскресным дням город был открыт бесплатно для всех; в остальные дни стоимость посещения города вместе с проводником составляла два франка.
С тех пор многое что изменилось. Помпеи раскопаны на 80 %. Да и цена за посещение в 2020 году достигла уже 16 евро. Но, поверьте, оно того стоит.
Собственно о нашей прогулке смотрите по ссылке https://zen.yandex.ru/media/id/5dafe0f532335400b139199d/svoe-mnenie-samostoiatelnaia-progulka-v-pompei-pompei-3-chast-sobstvenno-ekskursiia-5e6bdccd53be0d0a19b222cd
Спасибо за внимание!