Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Фактор страха на войне

Захваченный Красной армией немецкий танк Pz.III, скорее всего 1941-й год
Захваченный Красной армией немецкий танк Pz.III, скорее всего 1941-й год

Трусость, бегство с поля боя, оставление техники и позиций. Как часто мы слышим мнение, что не все бойцы одинаково хороши. Иногда это говорится с насмешкой, иногда с возмущением. В некоторых случаях (довольно часто) этому придумывается какое-то «логичное» объяснение, дескать, люди это делают сознательно, или наоборот, от каких-то своих очень низких качеств. Я говорю, например, о ситуации, когда бойцы одной из ближневосточных армий сдают без боя современный танк, переданный им в пользование, или о сдаче в плен бойцов окруженных армий времен ВМВ. Такие уж они трусы и неумехи? Сможем ли мы лучше?

Одним из наиболее неверных взглядов на этот вопрос будет попытка объяснить все рациональностью. Дескать, бойцы не хотели сражаться за (Сталина, Асада, еще кого-то, нужное подчеркнуть), а потому сдались. С ним поспорит вариант, что они в принципе были «с тухлецой» и не обладали достаточным боевым духом, например, или вообще «не настоящие воины». Эти мнения, на мой взгляд, в во многих случаях (хотя и не без исключений) ошибочны просто потому, что слишком многое отдают на откуп разуму, подразумевают, что бойцы подумали, поразмыслили и сделали выбор в пользу сдачи в плен или бегства. На мой же взгляд, в реальности же нередко дело совершенно в другом.

Трофейные Пантеры на службе в Красной Армии
Трофейные Пантеры на службе в Красной Армии

Мы далеко не всегда действуем разумно, просто в мирной жизни у нас практически нет возможности почувствовать тот уровень стресса и психологического давления, который ощущают бойцы в окружении или в неудачном бою. Нам легко всех ругать, сидя на теплом диване, но стоит человеку оказаться в стрессовой и непривычной ситуации, как он сам может повести себя совершенно не так, как предполагал (я даже не говорю, что не так, как он всем рассказывал, что себя поведет, а именно что не так, как сам предполагал себя повести). Многие ли люди всерьез намереваются застыть с глупым выражением лица, если идут по тротуару, а на них вдруг вылетает машина? Наверное нет. Или если кого-то бьет током, а на него просто тупо смотрят в ужасе, или, например, сами за него хватаются руками, пытаясь оттащить. Люди так и собирались сделать? Я сомневаюсь. Или когда вы не справились с управлением автомобилем, и он летит в столб, а вы, вместо того, чтобы хоть что-то делать, просто тупо смотрите, как столб приближается. Или автомобиль занесло, а вы в панике начинаете делать сразу кучу резких и неправильных движений, чем только усугубляете положение. Вы так и собирались? Вряд ли.

В бою все намного сложнее, и некоторые ветераны ВМВ вспоминают, что порой, особенно у неопытных солдат, пусть даже они и казались смелыми, в какой-то момент просто отключается осознание себя, и они начинают бежать, или впадают в ступор. Некоторые даже описывали такую ситуацию, произошедшую с ними лично. Примерно так: «Вроде бы ты даже не думаешь о том, чтобы сбежать, но в какой-то момент понимаешь, что ты уже некоторое время бежишь без оглядки, ноги как будто бы сами тебя несут». Некоторые могут осознать себя самостоятельно и вернуться, некоторых остановят и приведут в чувство товарищи, а некоторые очнутся уже после того, как поднимут руки. На солдат в бою действует огромное количество факторов, которые нам даже близко не знакомы. Солдат устал, давно не ел и нормально не спал, может быть даже его мучает жажда, вокруг него падают раненые и убитые товарищи, а то и вовсе он в какой-то момент остался один, вокруг хаос, вроде как противник уже со всех сторон, у тебя кончаются патроны, командира нет, что делать — непонятно, и тут вдруг он видит, что на него уже наставлен ствол винтовки, и ему кричат: «Руки вверх!». Он и не думал сдаваться, но тело уже само бросило винтовку и подняло руки. Каждый, кто считает, что солдат в этот момент должен понимать, что (да что угодно!), пусть просто попробует сам. Человек — не машина, и очень многое в его действиях зависит от его морально-психологического состояния. Мысли о Родине и ее защите всегда правильные, но намного проще их излагать, сидя на диване.

Трофейные 150-мм САУ Хуммель в РККА. На заднем плане танк Шерман
Трофейные 150-мм САУ Хуммель в РККА. На заднем плане танк Шерман

Вообще, не стоит забывать также и об эффекте ошеломления. Когда ты такой вроде как весь в атаке, а тут вдруг фланговый контрудар, боевые порядки смешались, тебе нужно быстро перестраивать свои действия, командир убит, что делать — непонятно, артиллерия бьет черте куда, а твою часть уже отрезают. Или ты ведешь бой в лесу, поглощен перестрелкой, а тут вдруг противник с фланга ударил в штыки, да не как в фильме, где он бежит-орет со штыком наперевес и до тебя еще метров 100, а прям рывком накоротке. Внезапно полностью изменилось положение, и ты уже не охотник, а жертва, он подготовился к атаке, а ты к ее отражению — нет. И ты уже бежишь, бросив оружие, или застыл в ступоре, ему остается тебя только расстрелять, заколоть или взять в плен.

Отдельно я бы хотел упомянуть об оставлении исправной техники. Я нередко слышу, как интернет-воины ругают бойцов Сирийской армии за то, что те, например, бросают исправные танки, оставшиеся без экипажей, и отступают. Почему-то люди считают, что экипаж танка всегда сидит в этом танке, танк всегда заправлен и снаряжен, а самое главное, всегда известно, как обстоят дела на фронте, и пора ли уже уничтожать технику, чтобы не досталась врагу, или еще можно подождать. Ну и разумеется, каждый комментатор легко берет на себя ответственность за уничтожение дорогущего танка без приказа. Виртуальную, разумеется. Или мы уже забыли про то, как немцы захватывали даже приготовленные ко взрыву мосты в наступлениях?! Да и РККА тоже вполне это неоднократно делала. А сколько танков в ВМВ было захвачено исправными?! В чем же дело?

Трофеями становились не только танки времен широкомасштабных отступлений. Эта машина была выпущена вряд ли ранее, чем во второй половине 1943-го года
Трофеями становились не только танки времен широкомасштабных отступлений. Эта машина была выпущена вряд ли ранее, чем во второй половине 1943-го года

Да дело все во все тех же условиях, что и в случае со сдачей в плен или бегством с поля боя. Наступление противника, хаос, потеря управления, непонятно что и где происходит, возможно ты уже отрезан, а наступают-то головорезы, и черт его знает, что будет, если тебя ранит, и ты попадешь в плен. Ни черта не понятно, где экипаж танка, прибудет ли он в принципе, а тут еще начинается паника, и кто-то уже бежит. И какому-то рядовому, которого поставили охранять этот танк, и он остался один (если вообще не все в панике убежали) нужно взять на себя ответственность за уничтожение танка. А я напомню, он не в компьютерной игре, где даже если ты поступишь неправильно, ты просто загрузишь игру заново. Он в реальной жизни. В современном мире мы слишком далеко от принятия на себя большой ответственности, нам намного проще обвинять кого-то другого в том, что он ее не взял. Черт побери, даже на тренировках, когда условно поражен командир, и людям прямо сказали, что нужно принимать на себя командование, люди лежат и ждут, чтоб вызвался кто-то другой.

В итоге, чтобы уничтожить танк во избежание его захвата, человек должен находиться рядом с танком, в приемлемом морально-психологическом состоянии, понимать, что сейчас именно та самая ситуация, когда его уже нужно уничтожить, взять на себя ответственность за его уничтожение, и иметь средства, с помощью которых он уничтожит этот танк (ведь танк может стоять, например, без боекомплекта, его так запросто не уничтожить). История знает много примеров, когда эти условия не выполнялись, в том числе во время, например, ВМВ, как с немцами, так и с РККА. Вполне рядовая ситуация.

САУ СУ-85 вообще появились на фронте не раньше осени 1943-го, в период наступлений Красной армии, но все равно немцам как-то удалось захватить эту машину
САУ СУ-85 вообще появились на фронте не раньше осени 1943-го, в период наступлений Красной армии, но все равно немцам как-то удалось захватить эту машину

На мой взгляд, большое количество людей, кто во время войны бросает технику, бежит с поля боя или сдается, это люди, находящиеся в отчаянном положении, которые плохо соображают, что они в этот момент делают. Это, конечно же, не отменяет того, что существуют просто трусы и сознательные перебежчики. Большинству из нас никогда, слава Богу, не пришлось испытывать все это на себе, и я надеюсь, никогда не придется, и это очень хорошо, но одновременно это значит, что мы просто не до конца понимаем, что творится в голове человека, который бежит с поля боя или сдается. Попытка вложить каждому в голову мысли о предательстве, которые якобы привели к такому выбору, будут для многих людей неправильными, просто потому, что они и выбора-то никакого сознательно скорее всего не делали. Наша природа нередко выбирает за нас. Одновременно с этим есть люди, которые сознательно переходят на сторону противника. Есть и люди, которые не теряются в стрессе, и сражаются до последнего патрона. Не все люди одинаковые, но могу ли я судить?

Илинич Виталий.

https://vk.com/fretless.plague. Личная страничка автора.

https://vk.com/logicofwar. Мой авторский паблик по истории и военному делу. В нем вы найдете эту и многие другие мои статьи.

https://vk.com/catx2. Коллективный исторический паблик авторов. Там есть всё.

Поддержать автора добровольным пожертвованием:

Карта Сбера — 4274 3200 4894 6258