Найти в Дзене

Архитектура сложноподчинённого предложения

Оглавление

Сегодня статья по грамматике, тему предложил один из читателей в опросе. Но те, кто грамматику знают со школы на «отлично», могут статью не читать и спокойно пройти мимо. Если, конечно, им неинтересно. Предупреждаю, чтобы потом в комментариях не было презрительных фырканий и высказываний о том, что статья ни о чём, это и так все знают. Так что я предупредила.

Успех текста во многом зависит от стиля. А стиль – это, прежде всего, синтаксис, то есть строение предложений, их архитектура. В русском языке по строению предложения бывают простые, сложносочинённые и сложноподчинённые.

Проще всего, конечно, простые (простите за тавтологию), но они кажутся слишком примитивными, а ведь хочется, чтобы не только легко читалось, но и было красиво. Сложносочинённые – это несколько простых предложений, соединённых союзами, тоже как-то не слишком интересно, хоть и, может быть, громоздко. Другое дело, сложноподчинённые. Это уже высший пилотаж, их можно и украсить, и усложнить так, что с таким текстом в люди выйти не стыдно.

Только вот оказия – чем сложнее конструкция, тем больше с ней проблем и вероятности ошибиться. Поэтому рассмотрим мы сложносочинённое предложение подробнее.

Кадр из мультфильма "Маша и Медведь".
Кадр из мультфильма "Маша и Медведь".

Что такое сложноподчинённое предложение

Из школы, думаю, многие помнят, что это такое, но мы с вами взглянем на сложноподчинённое предложение немного с другой стороны. Представьте себе дом. Он может быть простой, одноэтажный или в несколько этажей. А то и с разными пристройками, балкончиками, эркерами, украшенный резьбой и другими архитектурными излишествами.

Вот это и есть сложноподчинённое предложение. У него, как и у дома, обязательно должна быть основа – каркас, сруб, кирпичная коробка. Основа – это главное предложение, в котором содержится центральная мысль. А к этой основе уже пристроены придаточные предложения. Связь здесь подчинительная, то есть придаточные не самостоятельные, они без основы имеют мало смысла, а то и вовсе его не имеют. Придаточными управляют слова основы, которым они и подчиняются. Например:

-3

Придаточные предложения выполняют функции обстоятельств (обстоятельственные), определений (определительные) и дополнений (изъяснительные). В нашем примере придаточное выполняет функцию определения, так как отвечает на вопрос «какая?». И подчиняется слову «дороге». Вот и вся премудрость.

Усложняем конструкцию

Но теперь попробуем достроить предложение, добавив ещё одно придаточное. Для этого усложним и главное, так как к простой основе неудобно крепить несколько архитектурных деталей – нужна пристройка. Достаточно будет ещё одного сказуемого.

Вот что получилось:

-4

Одно главное: «Мы пошли по дороге и окончательно заблудились» и два придаточных, зависимых от разных слов. Первое «которая показалась короче» управляется словом «дороге», а второе «когда уже начало смеркаться» — словом «заблудились» и оно, кстати, выполняет функции обстоятельства времени. Понимать, какие слова являются управляющими, очень важно, чтобы не нарушить логику высказывания.

Смотрим на наше «сооружение» и понимаем, что во второй части нарушена временная связь. Заметили? То есть, видимо, сначала начало смеркаться, а потом поняли, что заблудились. Мне кажется, так логичнее. Значит, меняем местами часть основы и второе придаточное.

«Мы пошли по той дороге, которая показалась короче и, когда начало смеркаться, окончательно заблудились».

Почему бы не добавить ещё одно придаточное, теперь уже изъяснительное? Строить, так строить!

-5

Смотрите, в предложении появилось второе сказуемое «поняли» («Мы пошли… и поняли»), а прежняя часть основы превратилось в изъяснительное придаточное предложение, выполняющее функции дополнения. Но, согласитесь, так звучит намного лучше.

Можно ещё усложнить конструкцию, добавив небольшой деепричастный оборот:

-6

Но на этом, пожалуй, остановимся. Главное, не перегрузить конструкцию, иначе она станет неудобочитаемой и потеряет смысл. Хотя вы можете поукрашать предложение сами в комментариях.

Читаемость и как ее проверить

Читаемость или лёгкость восприятия сложноподчинённого предложения зависит от нескольких факторов.

  1. От длины предложения, которая не должна превышать 20–25 слов, иначе эта конструкция будет восприниматься с трудом. Кстати, проверить длину можно, и не пересчитывая слова, тем более количество букв в них бывает разное. Достаточно прочитать предложение вслух. Если вы чувствуете, что вам не хватает воздуха и надо сделать паузу для вдоха, то предложение слишком длинное.
  2. От количества придаточных, причастий и деепричастий, то есть архитектурных деталей. Чем больше этих деталей, тем неудобнее читать предложение. А если в тексте таких перегруженных излишествами предложений много, то сквозь него приходится продираться, как сквозь густой кустарник.
  3. От количества второстепенных членов. Они, конечно, нужны, но в меру. Нередко в сравнительно небольшом предложении автор умудряется к каждому слову «прицепить» по 2–3 определения, украсить конструкцию несколькими дополнениями и как вишенку на торт кинуть пару обстоятельств. И предложение превращается в псевдокрасивый нечитаемый хаос.
Вот такого милого ёжика мне подарили.
Вот такого милого ёжика мне подарили.

А как известно, чем сложнее конструкция, тем легче в ней допустить ошибки. Но об ошибках в таких предложениях мы поговорим потом. А пока пара слов о знаках препинания. С ними как раз всё просто. Придаточные в сложноподчинённом предложении всегда выделяются/отделяются запятыми. Могут быть, правда, ещё и тире, но они ставятся в соответствии со своими правилами, о которых я писала в другой статье.

До скорой встречи, мои уважаемые читатели. Успехов и добра.