Найти тему
Музей истории религии

Бросаем кубики и делаем ход

Нам с детства хорошо известны эти несложные правила игры – бросай кубик и делай ход! Сознание сразу рисует узнаваемую картину – на столе разложена игра, над ней склонились головы игроков, они с замиранием сердец следят за тем, кому и сколько выпадет очков, а, следовательно, и шагов по игровому полю. Каждый надеется на удачу и верит, что сегодня обязательно придет к финишу первым…

Такого рода игры, связанные с передвижением игроками в порядке очереди фишек по игровому полю, принято называть понятным каждому термином ходилки или бродилки. Он очень точно отражает суть происходящего с формальной точки зрения. Однако задумывались ли мы, что представляет собой такая ходилка с точки зрения содержательной? Детскую забаву или способ скоротать досуг для взрослых? А может все несколько сложней, и это не просто развлечение, которому все возрасты покорны, но еще и средство воспитания и укрепления в нравственности? Давайте попробуем найти ответ на эти вопросы вместе, а поможет нам в этом несколько экспонатов из фондов Музея истории религии. Один из них хранится в фонде «Религии Востока. Ислам».

Настольная игра на персидском языке «Небесный чертог», Иран (?), начало ХХ в., бумага, печать
Настольная игра на персидском языке «Небесный чертог», Иран (?), начало ХХ в., бумага, печать

Согласно учетной документации этот пожелтевший от времени листок дешевой бумаги с клетками, арабографичными надписями, лесенками и змейками числится как настольная игра «Небесный чертог». Внимательное знакомство с надписями позволяет установить, что они выполнены на фарси (персидском языке), а значит, игра была отпечатана в Иране. По состоянию бумаги и времени поступления в собрание музея мы можем сделать вывод, что она была произведена не позднее первой трети прошлого столетия. Название и композиционное размещение ее элементов на листе указывает на конечную цель игры – игроки бросают кубик и передвигают фишки по нумерованной изогнутой дорожке, чтобы достигнуть врат в небесный чертог, который обещает вечную жизнь и райское блаженство.

Подобный тип игры возник в Индии 400 лет назад и получил там распространение под названием «Лестница спасения». Возможно, что на его появление оказали влияние пользующиеся в Средневековье популярностью в мусульманском мире карты предсказаний или таблицы-талисманы. Как правило, такие таблицы включали в себя особым образом выстроенные буквы, цифры, магические квадраты, имена пророков, описание физических и нравственных качеств Мухаммада. Так как магические и гадательные практики в исламе развивались в лоне такого мистического направления как суфизм, то они были связаны не только с исполнением божественной воли, но и с соприкосновением с запретным для человека знанием, источником которого были демонические силы. Первоначально игры этого типа были предназначены для взрослых и служили целям религиозного просвещения, нравственного воспитания и духовного возмужания.

Правила нашей игры изложены в стихотворной форме в верхней части листа. Игрок начинает движение в нижнем левом углу. Поле игры состоит за 100 квадратов, каждый из которых имеет свое название на фарси, и представляет собой магическое пространство для испытания и совершенствования духа игрока, который совершает странствие-восхождение, следуя воли игрального кубика. Начинало отмечено славословием Всевышнему и его пророку Мухаммеду, дальше следует несколько уровней испытаний, которым должен подвергнуться дух на пути к конечной цели – вратам в Небесный чертог. Игра символизирует последовательное движение духа из небытия через рождение, скверну (злобу, невежество, предательство, плотские желания), аффекты и искушения к более чистому и совершенному состоянию, вознаграждаемому вечным блаженством. Последнее испытание приходится на высший 10-й уровень, где игрок встречается с ангелами – вестниками Страшного суда.

Бросаются в глаза пересекающие поле игры змеи и лестницы. Каждый такой элемент либо отбрасывает игрока назад (вставшая на голову змеи фишка спускается к ее хвосту, либо позволяют скорее достичь райского блаженства (фишка, оказавшаяся на подножии лестницы, стремительно переносится к ее вершине, минуя несколько уровней игры). К примеру, встреча в верхнем левом углу поля с некогда сотворенным Богом, но низвергнутым с небес за отказ поклониться другому творению Аллаха – первому человеку Адаму, огненным ангелом Иблисом возвращает игрока в исходное греховное состояние (на клетку «похоть»).

Позднее, уже в эпоху, когда Индия стала частью Британской империи, эта игра была привезена британскими колонизаторами в Европу, где получила широкую популярность и стала известна в различных своих модификациях под общим названием «змейки-лесенки».

Настольная групповая игра «Царство Небесное», Издатель о. Рафал (Капуцин), Царство Польское, Российская империя. Конец XIX – начало XX в., Бумага, картон, хромолитография (?)
Настольная групповая игра «Царство Небесное», Издатель о. Рафал (Капуцин), Царство Польское, Российская империя. Конец XIX – начало XX в., Бумага, картон, хромолитография (?)

Одна такая игра из собрания музея, решенная по тому же принципу «змейки-лесенки» (хотя и не имеющая уже их на своем поле), происходит из входившего некогда в состав Российской Империи Царства Польского, региона, подавляющее большинство населения которого принадлежало к Католической церкви. Ее издателем был монах ордена братьев меньших капуцинов. Как и в предыдущем случае, игра не была праздным времяпровождением. Она преследовала те же нравоучительные цели, была призвана напомнить юным и не очень юным игрокам о евангельских заповедях, христианских добродетелях (послушание, терпение, девичье целомудрие, смирение, вежливость), пороках (игра в карты, пьянство, лень, настырность, пренебрежение окружающими, высокомерие), грехах (вероотступничество, безбожие, чтение запрещенных книг - в Католической церкви до 1966 г. имел силу закона Index Librorum Prohibitorum - список запрещенных к прочтению книг, гадания, суеверия, безразличие во время молитвы) и таких, способствующих спасению христианина формах личного благочестия, как регулярное участие в святой Мессе, исповедь, чтение молитвы Святого Розария, благотворительность, уход за больными, паломничество к святым местам.

Цель и кульминация игры - первым дойти до клетки № 120. В ней мы обнаруживаем уже хорошо нам знакомые врата в Небесный чертог.

Игра настольная «Путешествие пионеров из Западной Европы на слет юных безбожников в СССР», середина 1930-х гг, картон, цветная литография
Игра настольная «Путешествие пионеров из Западной Европы на слет юных безбожников в СССР», середина 1930-х гг, картон, цветная литография

А вот еще одна игра, но уже из СССР 30-х гг. прошлого века. Она в числе многих других предметов поступила в музей в 1947 г. из закрывшегося в Москве Центрального антирелигиозного музея и была предназначена для юной аудитории - пионеров. Она также преследовала воспитательную цель, но на этот раз речь шла о воспитании человека нового типа, свободного от того, что тогда было принято именовать религиозными пережитками и суевериями. Тираж игры был отпечатан по заказу «Союза воинствующих безбожников», общественной организации, действовавшей в Советском Союзе в 1925 – 1947 гг. Под эгидой Союза издавались журнал и газета «Безбожник», на заводах создавались так называемые «безбожные бригады», в селах – «безбожные колхозы», в школах шла пропаганда «безбожного», атеистического мировоззрения и образа жизни. Последний предполагал отказ от совершения религиозных обрядов и соблюдения религиозных праздников. В этой, построенной по уже знакомому нам типу «змейки-лесенки» игре, выигравшим считался тот, кто первым достигал клетки «80». У нее был конкретный московский адрес - Сретенка 10. Здесь располагался Центральный Совет Союза воинствующих безбожников. Победитель становился делегатом проходившего там съезда юных безбожников.

Перед нами прошли три игры – три эпохи, за каждой из них стоит свое мировоззрение и свои игроки… но неизменным остается вечный принцип – бросаем кубик и делаем ход.

P.s. Лайки приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, где-то улыбается музейный smm-щик)

Пишите в комментариях, в какие настолки играли вы или играют сейчас ваши дети, а также хотели бы сыграть именно в эти игры. Возможно, именно от ваших комментариев зависит, появятся игры в музейном магазине в качестве сувениров или нет. Ход - за вами!