Нам с детства хорошо известны эти несложные правила игры – бросай кубик и делай ход! Сознание сразу рисует узнаваемую картину – на столе разложена игра, над ней склонились головы игроков, они с замиранием сердец следят за тем, кому и сколько выпадет очков, а, следовательно, и шагов по игровому полю. Каждый надеется на удачу и верит, что сегодня обязательно придет к финишу первым…
Такого рода игры, связанные с передвижением игроками в порядке очереди фишек по игровому полю, принято называть понятным каждому термином ходилки или бродилки. Он очень точно отражает суть происходящего с формальной точки зрения. Однако задумывались ли мы, что представляет собой такая ходилка с точки зрения содержательной? Детскую забаву или способ скоротать досуг для взрослых? А может все несколько сложней, и это не просто развлечение, которому все возрасты покорны, но еще и средство воспитания и укрепления в нравственности? Давайте попробуем найти ответ на эти вопросы вместе, а поможет нам в этом несколько экспонатов из фондов Музея истории религии. Один из них хранится в фонде «Религии Востока. Ислам».
Согласно учетной документации этот пожелтевший от времени листок дешевой бумаги с клетками, арабографичными надписями, лесенками и змейками числится как настольная игра «Небесный чертог». Внимательное знакомство с надписями позволяет установить, что они выполнены на фарси (персидском языке), а значит, игра была отпечатана в Иране. По состоянию бумаги и времени поступления в собрание музея мы можем сделать вывод, что она была произведена не позднее первой трети прошлого столетия. Название и композиционное размещение ее элементов на листе указывает на конечную цель игры – игроки бросают кубик и передвигают фишки по нумерованной изогнутой дорожке, чтобы достигнуть врат в небесный чертог, который обещает вечную жизнь и райское блаженство.
Подобный тип игры возник в Индии 400 лет назад и получил там распространение под названием «Лестница спасения». Возможно, что на его появление оказали влияние пользующиеся в Средневековье популярностью в мусульманском мире карты предсказаний или таблицы-талисманы. Как правило, такие таблицы включали в себя особым образом выстроенные буквы, цифры, магические квадраты, имена пророков, описание физических и нравственных качеств Мухаммада. Так как магические и гадательные практики в исламе развивались в лоне такого мистического направления как суфизм, то они были связаны не только с исполнением божественной воли, но и с соприкосновением с запретным для человека знанием, источником которого были демонические силы. Первоначально игры этого типа были предназначены для взрослых и служили целям религиозного просвещения, нравственного воспитания и духовного возмужания.
Правила нашей игры изложены в стихотворной форме в верхней части листа. Игрок начинает движение в нижнем левом углу. Поле игры состоит за 100 квадратов, каждый из которых имеет свое название на фарси, и представляет собой магическое пространство для испытания и совершенствования духа игрока, который совершает странствие-восхождение, следуя воли игрального кубика. Начинало отмечено славословием Всевышнему и его пророку Мухаммеду, дальше следует несколько уровней испытаний, которым должен подвергнуться дух на пути к конечной цели – вратам в Небесный чертог. Игра символизирует последовательное движение духа из небытия через рождение, скверну (злобу, невежество, предательство, плотские желания), аффекты и искушения к более чистому и совершенному состоянию, вознаграждаемому вечным блаженством. Последнее испытание приходится на высший 10-й уровень, где игрок встречается с ангелами – вестниками Страшного суда.
Бросаются в глаза пересекающие поле игры змеи и лестницы. Каждый такой элемент либо отбрасывает игрока назад (вставшая на голову змеи фишка спускается к ее хвосту, либо позволяют скорее достичь райского блаженства (фишка, оказавшаяся на подножии лестницы, стремительно переносится к ее вершине, минуя несколько уровней игры). К примеру, встреча в верхнем левом углу поля с некогда сотворенным Богом, но низвергнутым с небес за отказ поклониться другому творению Аллаха – первому человеку Адаму, огненным ангелом Иблисом возвращает игрока в исходное греховное состояние (на клетку «похоть»).
Позднее, уже в эпоху, когда Индия стала частью Британской империи, эта игра была привезена британскими колонизаторами в Европу, где получила широкую популярность и стала известна в различных своих модификациях под общим названием «змейки-лесенки».
Одна такая игра из собрания музея, решенная по тому же принципу «змейки-лесенки» (хотя и не имеющая уже их на своем поле), происходит из входившего некогда в состав Российской Империи Царства Польского, региона, подавляющее большинство населения которого принадлежало к Католической церкви. Ее издателем был монах ордена братьев меньших капуцинов. Как и в предыдущем случае, игра не была праздным времяпровождением. Она преследовала те же нравоучительные цели, была призвана напомнить юным и не очень юным игрокам о евангельских заповедях, христианских добродетелях (послушание, терпение, девичье целомудрие, смирение, вежливость), пороках (игра в карты, пьянство, лень, настырность, пренебрежение окружающими, высокомерие), грехах (вероотступничество, безбожие, чтение запрещенных книг - в Католической церкви до 1966 г. имел силу закона Index Librorum Prohibitorum - список запрещенных к прочтению книг, гадания, суеверия, безразличие во время молитвы) и таких, способствующих спасению христианина формах личного благочестия, как регулярное участие в святой Мессе, исповедь, чтение молитвы Святого Розария, благотворительность, уход за больными, паломничество к святым местам.
Цель и кульминация игры - первым дойти до клетки № 120. В ней мы обнаруживаем уже хорошо нам знакомые врата в Небесный чертог.
А вот еще одна игра, но уже из СССР 30-х гг. прошлого века. Она в числе многих других предметов поступила в музей в 1947 г. из закрывшегося в Москве Центрального антирелигиозного музея и была предназначена для юной аудитории - пионеров. Она также преследовала воспитательную цель, но на этот раз речь шла о воспитании человека нового типа, свободного от того, что тогда было принято именовать религиозными пережитками и суевериями. Тираж игры был отпечатан по заказу «Союза воинствующих безбожников», общественной организации, действовавшей в Советском Союзе в 1925 – 1947 гг. Под эгидой Союза издавались журнал и газета «Безбожник», на заводах создавались так называемые «безбожные бригады», в селах – «безбожные колхозы», в школах шла пропаганда «безбожного», атеистического мировоззрения и образа жизни. Последний предполагал отказ от совершения религиозных обрядов и соблюдения религиозных праздников. В этой, построенной по уже знакомому нам типу «змейки-лесенки» игре, выигравшим считался тот, кто первым достигал клетки «80». У нее был конкретный московский адрес - Сретенка 10. Здесь располагался Центральный Совет Союза воинствующих безбожников. Победитель становился делегатом проходившего там съезда юных безбожников.
Перед нами прошли три игры – три эпохи, за каждой из них стоит свое мировоззрение и свои игроки… но неизменным остается вечный принцип – бросаем кубик и делаем ход.
P.s. Лайки приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, где-то улыбается музейный smm-щик)
Пишите в комментариях, в какие настолки играли вы или играют сейчас ваши дети, а также хотели бы сыграть именно в эти игры. Возможно, именно от ваших комментариев зависит, появятся игры в музейном магазине в качестве сувениров или нет. Ход - за вами!