Найти тему

Глаза в портрете. Так ли уж они важны?

ИЛИ КАК РАССКАЗАТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ С ПОМОЩЬЮ ЯЗЫКА ТЕЛА.

Портрет — это прежде всего глаза. Так считает подавляющее большинство фотографов самого разного уровня. Долгое время и я верил в популярный тезис: «глаза — зеркало души». Однако примерно 15 лет назад стал сомневаться, что это непоколебимая истина. На тот период у меня стали неплохо получаться фотографии не только с изображением лица модели, но также с частями тела.

-2

Меня это вдохновило, и я стал много экспериментировать. Преднамеренно закрывал глаза моделям и смотрел, что получается. Уводил портретируемых в нерезкость, оставляя резким только фон или предмет на переднем плане. Наконец, осознал, что в портретной съемке дело совсем не только в глазах. Не могу сказать, что меня обрадовало это открытие, поскольку прекрасно осознавал, что вызову колоссальную критику со стороны коллег. Однако подобные работы, которых становилось все больше, убеждали меня в обратном. Дело совсем не в глазах, но в языке тела, который может быть выражен как телом целиком, так и его частями.

-3

Буквально недавно я делал рекламную съемку. Согласно задаче, модель должна была изображать различные эмоции (счастье, ревность, любовь, страх, проч.) только одними глазами. Иными словами, в кадре были только ее глаза, и ничего больше. Я смотрел, как она мучилась. Максимум, на что оказалась способна девушка, так это открывать широко глаза и щуриться. Все. Безусловно, высокопрофессиональные актеры, скорее всего могут отработать эту задачу лучше, но в целом та съемка еще раз подтвердила мое мнение, что одними глазами о человеке не рассказать.

-4

Гораздо больше информации можно получить от частей тела: кисти, стопы, колени, локти, спина, затылок, шея. Плечи подняты или опущены? Губы сжаты или расслаблены? Как лежат руки? И глаза прочитываются только в контексте языка тела. А поскольку основная смысловая нагрузка ложится именно на язык тела, то временами надобность в глазах может просто отпадать... Кроме того, тело более откровенно, вернее ему сложнее скрыть правду, в отличие от глаз, которые при необходимости врут легко и непринужденно. Тело никогда не врет.

-5

Коллеги-фотографы воспринимают мою позицию с недоверием. Но я не давлю на людей. Утверждение «глаза — зеркало души» это скорее учебная позиция, и каждому начинающему фотографу нужно пройти через этот этап, научиться работать с лицом и глазами, чтобы, в конце концов, прийти к моему пониманию портрета.

-6

В развитие этой темы я напомню о литературном приеме. Вспомните, как писатели рассказывают о своих героях. «Стоял высокий человек, опираясь на деревянный посох, который видал многое. Плащ был грязный, нечесаные седые космы беспорядочно падали на сутулые плечи. Старик смотрел исподлобья немигающим взглядом, что-то шевеля своими сухими губами. На щеке был отчетливо виден тонкий красный шрам, который делал его обладателя еще более неприятным и зловещим». С помощью вербальных средств мы не можем буквально «показать» портрет, но мы можем описать его с помощью деталей, и в результате в воображении читателя возникает некий образ.

Собственно, это и хочет донести до людей (зрителей, читателей) фотограф, писатель, художник, скульптор. Примерно такой прием использую и я, как бы называя (показывая) отдельные элементы человеческого тела, по которым зритель может воссоздать образ всего человека. Ведь подлинная идея портрета заключается не в том, чтобы скрупулезно проработать все детали, а рассказать о человеке любым эффективным способом.