Привычный нам памятник Салавату Юлаеву, который видят все, кто подъезжает к нашему городу со стороны Демского моста…. Каким он задумывался и каким мог стать?
Открытие памятника Салавату Юлаеву состоялось 17 ноября 1967 года. Сотни людей собрались в этот день на площади. Звучали торжественные речи, стихи, увертюра из оперы «Салават Юлаев» Загира Исмагилова, и ветер разносил звуки праздника над уфимскими далями. Это действительно был праздник для жителей города, для руководства республики, отдавшего его сооружению много сил и средств, для строителей и тех, кто отливал монумент и успешно монтировал его. Этот момент стал самым большим событием в жизни для автора скульптурной композиции С. Д. Тавасиева. Плодотворно завершился его двадцатипятилетний труд над памятником, которому он до конца отдал свою любовь, вдохновение и мастерство.
Башкирским правительством еще в довоенные годы планировалось возведение в Уфе памятника башкирскому национальному герою. Так, в Постановлении Совета Народных комиссаров БАССР «О мероприятиях по развитию искусства Башкирии» от 19 сентября 1939 года предлагалось объявить открытый Всесоюзный конкурс на лучший проект памятников Салавату и Чапаеву".
В книге «Сосланбек Тавасиев» есть сведения, что оказывается, в первую очередь предлагалось возвести зеленый курган с внутренними помещениями, гранитными ограждениями у его подножья, с обходными дорожками верхнего яруса, лестницами и гранитными скамейками. Курган должен служить базой постамента под скульптуру. Архитектор предполагал, что зритель, ознакомившись со скульптурным произведением, пройдет во внутренние помещения кургана, где, пройдя по узким коридорам, он постепенно спустится вниз в мемориальное полузатемненное помещение. Из него в проем через решетку в комнате со стенами из темно-красного мрамора на гранитном полу зритель увидит памятный «камень Салавата» зеленого цвета, освещенный скрытым от глаз источником света. Именно это должно было быть кульминацией в восприятии зрителем всего ансамбля. При выходе из кургана он вновь попадал в атмосферу величественной красоты окружающего пейзажа с рекой и далями. Завершением всего ансамбля должны были стать порталы и колоннады, обрамляющие парадный вход. Авторы также тщательно разработали план озеленения, партерного и садово-паркового газонов с указанием видов деревьев, декоративных кустарников, ковровых цветов.
17 мая 1959 года скульптор Тавасиев с радостью записал: «Все закончили, сняты леса, налажено электричество, станок вращается. Салават смотрится, удалось многое выправить. До воздуха доволен - там видно будет». «До воздуха доволен» означает следующее. Модель памятника до его формовки для отливки, как это обычно полагалось, должна была быть установлена на воздухе, в пространстве для окончательной проверки масштабов и пропорций.
Событие, о котором Тавасиев поведал в письме жене от 28 мая 1959 года: «В прошлое воскресенье в Ахтыр ку свез поэтов Башкирии со съезда писателей. Был Мустай Карим. Они пришли в великий восторг. Мустай Карим признался, что он один из тех, которые подняли вопрос о пересмотре места постановки памятника на стыке Уфы и Черниковки, и что он, увидев модель памятника, понял, что он может быть поставлен только там, где намечался мной, автором».
С образом Салавата Юлаева скульптор не расставался до конца жизни. Он создал барельеф, выполнял эскизы сувенирных изделий с изображением памятника, делал его небольшие модели, которые по заказу Башкирской республики отливались в 1969 году на том же заводе «Монумент-скульптура». Одной из последних его скульптурных работ был вырезанный в дереве большой портрет Салавата Юлаева, который до сих пор живет в его мастерской.
Подписывайтесь на мой канал, узнавайте больше об Уфе и заказывайте познавательные экскурсии по городу с частным гидом Кристиной Абрамичевой!