Найти тему

Как это создавалось

Привычный нам памятник Салавату Юлаеву, который видят все, кто подъезжает к нашему городу со стороны Демского моста…. Каким он задумывался и каким мог стать?

Открытие памятника Салавату Юлаеву состоялось 17 ноября 1967 года. Сотни людей собрались в этот день на площади. Звучали торжественные речи, стихи, увертюра из оперы «Салават Юлаев» Загира Исмагилова, и ветер разносил звуки праздника над уфимскими далями. Это действительно был праздник для жителей города, для руководства республики, отдавшего его сооружению много сил и средств, для строителей и тех, кто отливал монумент и успешно монтировал его. Этот момент стал самым большим событием в жизни для автора скульптурной композиции С. Д. Тавасиева. Плодотворно завершился его двадцатипятилетний труд над памятником, которому он до конца отдал свою любовь, вдохновение и мастерство.

-2

Башкирским правительством еще в довоенные годы планировалось возведение в Уфе памятника башкирскому национальному герою. Так, в Постановлении Совета Народных комиссаров БАССР «О мероприятиях по развитию искусства Башкирии» от 19 сентября 1939 года предлагалось объявить открытый Всесоюзный конкурс на лучший проект памятников Салавату и Чапаеву".

-3
-4

В книге «Сосланбек Тавасиев» есть сведения, что оказывается, в первую очередь предлагалось возвести зеленый курган с внутренними помещениями, гранитными ограждениями у его подножья, с обходными до­рожками верхнего яруса, лестницами и гранитными скамейками. Курган должен служить базой постамента под скульптуру. Архитектор предполагал, что зритель, ознакомившись со скульптурным произведением, пройдет во внутренние помещения кургана, где, пройдя по узким коридорам, он посте­пенно спустится вниз в мемориальное полузатемненное помещение. Из не­го в проем через решетку в комнате со стенами из темно-красного мрамо­ра на гранитном полу зритель увидит памятный «камень Салавата» зелено­го цвета, освещенный скрытым от глаз источником света. Именно это долж­но было быть кульминацией в восприятии зрителем всего ансамбля. При выходе из кургана он вновь попадал в атмосферу величественной красоты окружающего пейзажа с рекой и далями. Завершением всего ансамбля должны были стать порталы и колоннады, обрамляющие парадный вход. Авторы также тща­тельно разработали план озеленения, партерного и садово-паркового газонов с указанием видов деревьев, декоративных кустарников, ковро­вых цветов.

-5

17 мая 1959 года скульптор Тавасиев с радостью записал: «Все закончи­ли, сняты леса, налажено электричество, станок вращается. Салават смотрится, удалось многое выправить. До воздуха доволен - там видно будет». «До воздуха доволен» означает следующее. Модель памятника до его формовки для отливки, как это обычно полагалось, должна была быть установлена на воздухе, в пространстве для окончательной проверки масштабов и пропорций.

-6

Событие, о котором Тавасиев поведал в письме жене от 28 мая 1959 года: «В прошлое воскресенье в Ахтыр ку свез поэтов Башкирии со съез­да писателей. Был Мустай Карим. Они пришли в великий вос­торг. Мустай Карим признался, что он один из тех, которые под­няли вопрос о пересмотре места постановки памятника на сты­ке Уфы и Черниковки, и что он, увидев модель памятника, понял, что он может быть поставлен только там, где намечался мной, автором».

-7

С образом Салавата Юлаева скульптор не расставался до конца жиз­ни. Он создал барельеф, выполнял эскизы сувенирных изделий с изображением памятника, делал его небольшие модели, которые по заказу Башкир­ской республики отливались в 1969 году на том же заводе «Монумент-скульптура». Одной из последних его скульптурных работ был вырезанный в дереве большой портрет Салавата Юлаева, который до сих пор живет в его мастерской.

-8

Подписывайтесь на мой канал, узнавайте больше об Уфе и заказывайте познавательные экскурсии по городу с частным гидом Кристиной Абрамичевой!