Текст: Ольга Белова
У каждого города есть свои потайные интересные места, малоизвестные маршруты и тайны. Обе российские столицы – не исключение. Пройтись по необычным объектам Москвы и Санкт-Петербурга – это особое удовольствие не только для гостей, но и для жителей города.
Москва
Нехорошая квартира
Квартира № 50 в доме на Большой Садовой ул., 10 – та самая нехорошая квартира, где волей Михаила Булгакова поселился Воланд со свитой. А вообще это квартира самого писателя. Сейчас там музей, посвященный роману «Мастер и Маргарита», его автору и быту московских коммуналок 1930-х годов. Но главный герой, конечно, роман.
Можно не только побывать в этом и в самом деле странном жилище, но и заказать экскурсию по мотивам романа, узнать, где встретился Мастер с Маргаритой, где москвичи впервые поразились виду огромного кота, где Аннушка так некстати разлила масло…
«Бункер-42»
Это подлинный памятник бурным политическим событиям второй половины ХХ века. «Бункер-42» на Таганке – реальное противоядерное убежище для членов Политбюро ЦК. Раньше считалось, что на глубину 65 м, на которой расположено сооружение, ядерный взрыв не проникнет. В бункере проводят тематические экскурсии. «Гриф снят» – это о перипетиях ядерного противостояние двух сверхдержав. «Спецобъект на Таганке» – путь по лабиринтам бункера в специальном снаряжении. Спецэффекты помогут побывать на пуске ракет – в общем, выброс адреналина посетителям обеспечен.
Пещеры Сьяны
Подмосковная система искусственных пещер в деревне Новленское родом из тех времен, когда Москву называли белокаменной. Здесь добывался известняк для строительства города.
В 1960-е пещеры были очень популярны у спелеологов, но в 1974 году по распоряжению властей были засыпаны все входы в пещеры. В 1988 году энтузиасты открыли вход «Кошачий глаз». В 2007 году здесь прошли ремонтные работы, ходы в пещеры были укреплены. Сейчас они вновь привлекают энтузиастов.
В XIX век
Машина времени не нужна. Целый небольшой город построен на «Мосфильме» для различных исторических съемок. Здесь снимали «Статского советника», «Бедную Настю», «Азазель», «Доктора Живаго» и другие картины. Атмосфера минувшего здесь повсюду. И только посетители в современных одеждах довольно нелепо смотрятся на улицах позапрошлого века.
По Москве и Подмосковью на паровозе
Причем на старом, самом настоящем, выпущенном в 1890–1912 годах. Паровозы заправляются углем, имеют вагоны с соответствующими первой половине ХХ века интерьерами и проводников в форме образца середины прошлого века.
Есть несколько вариантов поездок: можно прокатиться по Малому кольцу Московской железной дороги, посмотреть на старенькие станции (по крайней мере, те, которые не успели снести) и зайти в Музей истории железнодорожного транспорта. Можно доехать до депо Подмосковная, построенное в 1901 году, до Центра подготовки космонавтов в Звездном городке или даже до Коломны, где есть локомотивостроительный завод. Вариантов поездок множество: индивидуальные, семейные, корпоративные, школьные и просто групповые.
Санкт-Петербург
«Чистейшей прелести чистейший образец»
Этот дом по адресу Красногвардейский пер., 15 видели и оценили немногие. А ведь стариный особняк, принадлежавший заводчику К. Эквалю, – настоящий шедевр. Постройка начала XX века примечательна хотя бы тем, что является одним из немногих сохранившихся до наших дней образцов деревянного зодчества в стиле раннего модерна.
Владелец чугунолитейного и механического завода К. К. Экваль поручил постройку особняка на территории завода никому на тот момент не известному архитектору Ф. И. Лидвалю. Впоследствии Лидваль стал знаменитым на весь мир архитектром, а особняк Экваля считался его первым реализованным проектом.
В 1901 году работы над постройкой были закончены, и взору Экваля предстал двухэтажный особняк, украшенный широкими окнами, удивительным орнаментом и покрытый струящейся фактурной штукатуркой. Именно в оформлении фронтона здания угадываются мотивы зарождающегося стиля модерн. Сегодня особняк – памятник раннего творчества Лидваля – увы, пустует.
Старая крепость
Крепость Копорье расположена в нескольких километрах к югу от Финского залива. Он признана одним из самых древних архитектурных сооружений в окрестностях Петербурга. Первые летописные упоминания о ней относятся к XIII веку, когда здесь был установлен деревянный форпост. Спустя 40 лет новгородцы отстроили каменный архитектурный ансамбль. Впрочем, через два года крепость была уже уничтожена.
Восстанавливали ее шведы в 1297 году, потом их вновь выгнали русские. Во время Ливонской войны крепость вернулась к шведам. Но с 1591 года у нее вновь русское «подданство». Копорье то разрушали, то отстраивали. С 1703 года крепость перешла во владение купцов, которые пытались наладить здесь торговлю тесаным камнем.
Сооружение имеет форму узкого и вытянутого эллипса.
До наших дней дошли не все ее постройки, но башни и стены впечатляют. Сохранилась Преображенская церковь XVI и усыпальница XVII века. Крепость посещают только в составе организованных групп, самостоятельные прогулки по ее стенам и укреплениям небезопасны.
Труба по мотивам Эшера
В 2013 году проходил фестиваль grаFFFest, в рамках которого на фабрике «Красное знамя» появился необычный арт-объект. Это 75-метровая заводская труба, украшенная иллюзорной графикой по мотивам работ известного нидерландского иллюстратора Маурица Эшера. Создавали необычную картину прямо на глазах у интересующейся публики.
«Русская Америка»
Деревня-призрак в Санкт-Петербурге находится в окрестностях деревни Назия. Ее история удивительная и захватывающая. В 1930 году сюда приехали американские специалисты с целью наладить добычу торфа. Во время войны работы были прекращены, и многие уехали из этого места. Спустя некоторое время часть Назии восстановили, а вторую половину оставили разрушенной и пустующей. Уже в 1960-х годах тут было возобновлено производство и вновь начали добывать торф, но через 20 лет запасы исчерпались, и большая часть населения уехала. Так образовалась деревня-призрак. Тут находятся заброшенные солдатские бараки и башни, гражданские дома, старые заводы, складские помещения.
Той, что гуляет сама по себе
Музей кошки на улице Якубовича включает более четырех тысяч экспонатов. Картины, собрание открыток и инсталляций, афиш и рекламных постеров, сувениров, сборников стихов и сказок – и всё о ней, пушистой красавице. Здесь можно узнать о происхождении кошки и начале ее дружбы с человеком, о том, почему кошек привечали на Руси. Отдельная история – о происхождении и особенностях семейства кошачьих. А в числе смотрителей музея есть и коты, вот такой сюрприз!
Двор-восьмиугольник
С чем связано появление дворов-колодцев в Петербурге, в общем, понятно: как и современные детища точечной застройки, они появились из-за нехватки места и удорожания земли в тогда еще новой столице.
Двор-колодец – это не всегда страшно, бывали среди них и очень интересные произведения. Так двор-колодец на Малом проспекте Петроградской стороны прославился тем, что каждый, кто заходит во двор и поднимает голову, видит восьмиугольник. Возможно, такая форма имеет отношение к восьмиугольной мальтийской звезде по аналогии с Михайловским замком. В центре двора теперь «выросло» и чугунное дерево.
Ледокол-музей
Ледокол «Красин» – очень примечательное судно. Его история началась в 1916 году, он проектировался как мощный российский арктический ледокол. «Святогор» – такое название ледокол носил изначально – прослужил несколько лет, но вскоре был затоплен.
После этого судно полностью восстановили, и уже в 1928 году «Красин» обрел известность во всем мире за счет спасения группы людей, потерпевших крушение на дирижабле. Ледокол раньше всех прибыл на место катастрофы, а его экипаж смог оказать пострадавшим необходимую помощь. Спустя полвека «Красин» обрел покой на набережной Лейтенанта Шмидта, где располагается и по сей день, теперь это музей.
Чудо сотворили дети
Этой достопримечательности Петербурга совсем немного лет. Дворик на улице Чайковского, 2/7 стал знаменитым благодаря ярким мозаикам. Что примечательно, их авторы – дети, ученики Малой академии искусств. Благодаря их творческому порыву, панно, словно чешуя пестрой рыбы, окутало буквально каждый объект во дворе.
Скамейки, дорожки, стены домов, скульптуры и солнечные часы сверкают мозаикой из цветного стекла. Ничем не примечательный двор в какой-то момент начал буквально обрастать мозаикой прямо на глазах у местных жителей и со временем стал своеобразным музеем под открытым небом.