Найти в Дзене
Авиа.Дзен

Что там с новым Airbus A350 Аэрофлота?

Многие, наверняка, слышали о том, что в конце февраля Аэрофлот получил от Airbus первый из 22 заказанных совершенно новых самолетов А350-900. Неделю назад, 6 марта, в присутствии СМИ и блогеров, самолет торжественно вылетел из Шереметьево в Пулково, и совершил свой первый рейс с пассажирами.

А на следующий день... был отстранен от эксплуатации.

Airbus.com
Airbus.com

Кратко о самолете: его салон вмещает 316 мест: 264 из них - в "экономе", 24 - в "комфорте"; и 28 весьма комфортных "бизнес-мест" в виде персональных отсеков-боксов. На борту есть WiFi, системы развлечений с большими экранами, огромные иллюминаторы, и говорят, даже бар для бизнес-класса.

Нельзя сказать, что он прямо супер-новинка: они летают с 2015 года и сделали их уже почти 360 штук. Но, во-первых, он воплощает все самые современные технологии, а во-вторых, в России их до сих пор никто не эксплуатировал. Так что, для нас - это действительно большое событие, прорыв!

Самолет будет постепенно заменять А330 и летать на длинных маршрутах - Лондон, Нью-Йорк, Майами, Дубай, Осака, Пекин, Тенерифе.

Самолет совершает первый рейс с пассажирами - посадка на ВПП3 в Шереметьево. //Фото автора.
Самолет совершает первый рейс с пассажирами - посадка на ВПП3 в Шереметьево. //Фото автора.

Почему такой огромный самолет поставили на такой короткий маршрут - в Санкт-Петербург?

Дело в том, что раньше таких самолетов во флоте не было. А это значит:

1) Пилотам и бортпроводникам нужна практика. Разумеется, они прошли обучение, в т.ч. на тренажерах, но "живой" опыт ничто не заменит, и гораздо эффективнее сделать это на коротких маршрутах - больше взлетов и посадок, больше рейсов за то же время.

2) На новом самолёте всегда бывают отказы. Это нормально.

Самолет состоит из ~5-8 миллионов деталей. И хоть каждая их них проходит жесткий контроль качества, и собирается вручную... всегда что-то может не заработать как надо сразу. Да, часть отказов выявляется на заводе, во время тестовых полетов. Но некоторые "просачиваются" в реальную эксплуатацию, и избежать этого невозможно. Исходя из наработанного за век опыта, есть даже графики и ожидания, которые учитываются авиакомпаниями при планировании полетов новых ВС.

Именно поэтому большинство систем в самолете дублируются, иногда многократно, а современные воздушные суда оборудованы развитой системой самодиагностики, которая в данном случае совершенно вовремя сообщила о проблеме.

Именно поэтому, опять же, проще сначала поставить борт на короткий маршрут. Потому что заменить заглючивший "концевик" в аэропорту базирования или даже в Пулково - ерунда, а вот сделать тоже самое в Нью-Йорке, заодно отправив туда пустой подменный борт и пару экипажей - это совсем другое.

Интерьер первого A350 Аэрофлота // фото автора
Интерьер первого A350 Аэрофлота // фото автора

Ну всё, теперь я боюсь летать!

Нет ничего опасного: обычно это "глюки" датчиков и проводки, которые легко устранить, но самолет приходится убирать из расписания.

Даже новый автомобиль требует обкатки, что уж говорить о самолете! Ни один станок не может обработать детали двигателя с нулевой погрешностью; ни одно производство не сумеет сделать такой сложнейший аппарат, как самолет, без малейших дефектов.

Требуется приработка и устранение отказов уже в процессе эксплуатации.

-4

Приработочные отказы могут появляться в следствие конструкторских ошибок (например, неудачная компоновка), технологических (некачественная сборка) и эксплуатационных (нарушение режимов приработки). И если конструкторские, как правило, выявляются и ликвидируются в течение 2-3 лет после первого полета опытного образца, то технологические и эксплуатационные приходится устранять уже в авиакомпаниях.

Ну а что с аэрофлотовским бортом VQ-BFY?

Многие фанаты авиации (и я среди них) решили воспользоваться ситуацией, и пока самолет летает по 3 рейса в день SVO-LED, прокатиться на нем просто ради фана и опыта, благо билеты недорогие.

Облом случился 7 марта на утреннем рейсе, когда человек 40, купивших билет только ради самого полета, поняли, что вместо новейшего А350 они полетят на славном, но уже совсем не новом А330. Остальным пассажирам, в общем, по барабану - они не видят особой разницы.

Проблема оказалась в небольшой поломке левого по ходу полета двигателя. Но поскольку самолет новый, склада запчастей в Москве для него нет - придется ждать и запчасть (блок HMU), и инженера с Airbus. Самолет уже неделю давит бетон на стоянке №200 в Шереметьево, и, похоже, в эти выходные полетов у него тоже не будет.

Как дальше жить?

Всё будет хорошо! Борт отремонтируют, и он начнёт летать. А в течение года запланировано получение еще 10 таких же А350. Успеем еще накататься и на коротких, и на длинных маршрутах!

Надо сказать, что если бы речь шла об обычном А320 или Boeing 737, никто бы не обратил внимания. Там тоже отказы происходят, особенно на новых самолетах - но их много, и авиакомпания просто делает замену на аналогичный тип. Есть запчасти, инженеры и техники знают как с ним работать - и все чинится быстро.

Всем отличных полетов, даже в наше непростое время!

Airbus.com
Airbus.com

Самолеты
6360 интересуются