Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Мусульманские мотивы на даче православного царя

Экскурсовод в Ливадийском дворце чешет языком по давно отработанной программе перед группой очередных туристов. Причем туристов перед этим специально предупредили «вопросов не задавать, экскурсовода не отвлекать». Зачем нужна такая экскурсия и почему просто нельзя обойтись аудиогидом в таком случае, непонятно, но не суть. Потому что, пока этот экскурсовод отрабатывает свою стандартную программу, в стороне от нее обнаруживается интересное. Достаточно только выглянуть в окно, а там…

Напомню, что Ливадия – это, что-то вроде дачи. Царской, разумеется. Царь у нас был православный, поэтому, когда ты выглядываешь в окно, где перед твоими глазами оказывается небольшой дворик в чисто мусульманском стиле, это вызывает некоторый диссонанс. Тем более, что экскурсовод пролетает мимо, потому что у него – программа. На первом этаже про Ялтинскую конференцию, на втором – про жизнь царской семьи. И перерыв в Итальянском дворике, чтобы развести туристов на сувениры.

-2

А вот странная мусульманская интересность – мимо. А это, оказывается, Арабский дворик. Который на самом деле не просто дворик. Дело в том, что он находится, по сути в центральной части дворца и предназначался не только и не сколько для отдыха, а сколько для того, чтобы свет проникал в комнаты и коридоры. Да, это – световой колодец, только относительно большой, так что в нем и время проводить можно. Тем более, что и оформлен он красиво. А еще там, как оказалось, есть фонтан, называющийся «Мария». Причем название это на нем написано по-арабски. И это не единственный такой фонтан в Ливадии.

-3

Арабский дворик, кстати, как потом оказалось, еще и интересен в плане своего появления. Дело в том, что до того, как тут начали строить дачу для Николая II, тут была другая дача. Тоже царская. И у той дачи-дворца был полуоткрытый дворик в мусульманском стиле. Вот архитектор Краснов и решил снять со стен того дворика плитку и использовать ее для украшения нового дворика – светового колодца. Но аккуратно снятой плитки не хватило, поэтому в Петербурге изготовили новую, в точности повторяющую рисунок старой. То есть сделали этакую связь времен и поколений.

Фонтан «Мария», кстати, тоже появился в этом дворике – колодце потому что он имелся в дворике первоначального дворца. Оттуда его и перенесли в новый дворик. И называется он так в честь … императрицы Марии.

Конкретно – Марии Александровны, жены Александра II, бабушки Николая II. Собственно, именно ради нее и для нее имение, на котором был построен дворец и купили у дочерей графа Потоцкого. Все дело в том, что у Марии Александровны обнаружили чахотку, а крымский климат позволял хоть и не излечить, но, по крайней мере, продлить жизнь. А дальше история стала печальной. Потому что у здорового Александра появилась любовница, полностью заменившая ему больную жену. И повел себя царь в последние дни своей супруги совсем не по-царски и не по-джентльменски. Точнее, скажем честно, фактически бросил ее.

Так что история этого фонтана в некотором роде не самая веселая. Мало того, что он в мусульманском стиле. Так еще и напоминание о том, что семейная жизнь царей бывает порой совсем даже невеселой.

-4

С фонтанами в мусульманском стиле на этом дело не заканчивается. Про фонтан «Ливадия» экскурсоводы вообще рассказывать не считают нужным. Он стоит рядом с дворцом, недалеко от Крестовоздвиженской церкви и тоже очень даже привлекает внимание сочетанием всей этой арабской вязи надписей и орнаментальных узоров на мраморе.

-5

Этот фонтан остался от Потоцких, у которых он стоял в зимнем саду, как тогда об этом фонтане говорили «в стиле Альгамбры». Потом, когда дворец перестраивали, для него изготовили новое навершие и основание и поставили на то место, где он стоит и сейчас. Из бронзового барашка раньше постоянно текла вода. Теперь течет не постоянно, во всяком случае, когда мы там были, фонтан не работал, просто украшал собой парк.

А еще недалеко от этого фонтана, ближе к Крестовоздвиженской церкви есть вообще несочетаемое сочетание. Около звонницы, орнамент на которой вырезал талантливый крестьянский самородок Трифон Агафонович Костиков из Орловской губернии, есть колонна из серого мрамора.

-7

Колонна небольшая, но вся, снизу доверху расписана арабскими надписями. То есть, рядом с православным храмом – чисто мусульманская колонна.

Про нее экскурсоводы тоже рассказывать не считают нужным. А колонна интересная. Потому что поначалу считали, что ее подарил персидский шах российскому императору. Но потом нашлись таки те, кто потрудился прочитать то, что написано на колонне. И выяснилось, что из 15 стихов – на арабском только один, а все остальные на турецком и славят

«его величество шаха, султана, победителя».

Сейчас считается, что колонну забрали во время войны 1877-78 из крепости Рущук, а уже Александр III приказал поставить ее в Ливадии. Но это не точно, просто есть такое мнение относительно того, откуда эта колонна взялась на царской даче.

Вот такие мусульманские мотивы на царской даче.

--------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его станет удобно изучать в разделе подписок.