Экскурсовод в Ливадийском дворце чешет языком по давно отработанной программе перед группой очередных туристов. Причем туристов перед этим специально предупредили «вопросов не задавать, экскурсовода не отвлекать». Зачем нужна такая экскурсия и почему просто нельзя обойтись аудиогидом в таком случае, непонятно, но не суть. Потому что, пока этот экскурсовод отрабатывает свою стандартную программу, в стороне от нее обнаруживается интересное. Достаточно только выглянуть в окно, а там…
Напомню, что Ливадия – это, что-то вроде дачи. Царской, разумеется. Царь у нас был православный, поэтому, когда ты выглядываешь в окно, где перед твоими глазами оказывается небольшой дворик в чисто мусульманском стиле, это вызывает некоторый диссонанс. Тем более, что экскурсовод пролетает мимо, потому что у него – программа. На первом этаже про Ялтинскую конференцию, на втором – про жизнь царской семьи. И перерыв в Итальянском дворике, чтобы развести туристов на сувениры.
А вот странная мусульманская интересность – мимо. А это, оказывается, Арабский дворик. Который на самом деле не просто дворик. Дело в том, что он находится, по сути в центральной части дворца и предназначался не только и не сколько для отдыха, а сколько для того, чтобы свет проникал в комнаты и коридоры. Да, это – световой колодец, только относительно большой, так что в нем и время проводить можно. Тем более, что и оформлен он красиво. А еще там, как оказалось, есть фонтан, называющийся «Мария». Причем название это на нем написано по-арабски. И это не единственный такой фонтан в Ливадии.
Арабский дворик, кстати, как потом оказалось, еще и интересен в плане своего появления. Дело в том, что до того, как тут начали строить дачу для Николая II, тут была другая дача. Тоже царская. И у той дачи-дворца был полуоткрытый дворик в мусульманском стиле. Вот архитектор Краснов и решил снять со стен того дворика плитку и использовать ее для украшения нового дворика – светового колодца. Но аккуратно снятой плитки не хватило, поэтому в Петербурге изготовили новую, в точности повторяющую рисунок старой. То есть сделали этакую связь времен и поколений.
Фонтан «Мария», кстати, тоже появился в этом дворике – колодце потому что он имелся в дворике первоначального дворца. Оттуда его и перенесли в новый дворик. И называется он так в честь … императрицы Марии.
Конкретно – Марии Александровны, жены Александра II, бабушки Николая II. Собственно, именно ради нее и для нее имение, на котором был построен дворец и купили у дочерей графа Потоцкого. Все дело в том, что у Марии Александровны обнаружили чахотку, а крымский климат позволял хоть и не излечить, но, по крайней мере, продлить жизнь. А дальше история стала печальной. Потому что у здорового Александра появилась любовница, полностью заменившая ему больную жену. И повел себя царь в последние дни своей супруги совсем не по-царски и не по-джентльменски. Точнее, скажем честно, фактически бросил ее.
Так что история этого фонтана в некотором роде не самая веселая. Мало того, что он в мусульманском стиле. Так еще и напоминание о том, что семейная жизнь царей бывает порой совсем даже невеселой.
С фонтанами в мусульманском стиле на этом дело не заканчивается. Про фонтан «Ливадия» экскурсоводы вообще рассказывать не считают нужным. Он стоит рядом с дворцом, недалеко от Крестовоздвиженской церкви и тоже очень даже привлекает внимание сочетанием всей этой арабской вязи надписей и орнаментальных узоров на мраморе.
Этот фонтан остался от Потоцких, у которых он стоял в зимнем саду, как тогда об этом фонтане говорили «в стиле Альгамбры». Потом, когда дворец перестраивали, для него изготовили новое навершие и основание и поставили на то место, где он стоит и сейчас. Из бронзового барашка раньше постоянно текла вода. Теперь течет не постоянно, во всяком случае, когда мы там были, фонтан не работал, просто украшал собой парк.
А еще недалеко от этого фонтана, ближе к Крестовоздвиженской церкви есть вообще несочетаемое сочетание. Около звонницы, орнамент на которой вырезал талантливый крестьянский самородок Трифон Агафонович Костиков из Орловской губернии, есть колонна из серого мрамора.
Колонна небольшая, но вся, снизу доверху расписана арабскими надписями. То есть, рядом с православным храмом – чисто мусульманская колонна.
Про нее экскурсоводы тоже рассказывать не считают нужным. А колонна интересная. Потому что поначалу считали, что ее подарил персидский шах российскому императору. Но потом нашлись таки те, кто потрудился прочитать то, что написано на колонне. И выяснилось, что из 15 стихов – на арабском только один, а все остальные на турецком и славят
«его величество шаха, султана, победителя».
Сейчас считается, что колонну забрали во время войны 1877-78 из крепости Рущук, а уже Александр III приказал поставить ее в Ливадии. Но это не точно, просто есть такое мнение относительно того, откуда эта колонна взялась на царской даче.
Вот такие мусульманские мотивы на царской даче.
--------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его станет удобно изучать в разделе подписок.