Не так давно сын позвонил мне из школы в слезах.
- У меня ничего не получается! Я ничего не умею!
Прикинула по расписанию – урок ИЗО. Ну да, парень у меня не Пикассо и не Матисс. Рисование откровенно не его конек. Но учительница вроде бы у нас с пониманием, не прессует, не придирается. Как умеешь, так рисуй. По мне – идеально.
Вытянуть подробности из рыдающего ребенка не получилось.
- Иди, - говорю, - быстро умойся холодной водой, сделай три глубоких вдоха и возвращайся в класс.
- Не пойду, мне нечего там делать, - новый всплеск истерики.
Кое-как успокоился, но на урок возвращаться отказался. Ушел в свой класс.
Надо сказать, что самолюбие у сына действительно болезненное. В садике и в первом классе он часто плакал, если что-то не получалось. Но со временем стал спокойнее. И такая реакция для меня оказалась неприятно удивительной.
После уроков узнала подробности. В общем, учительница по рисованию заболела. На подмену пришла учитель технологии – та, которая преподает у пятых классов и старше. Немолодая, старой закалки. Она решила совместить ИЗО со своим предметом. Рисовали цветы, потом должны были их вырезать, куда-то наклеить. Аппликация, короче.
Да, с вырезанием и прочим рукодельем у сына тоже не фонтан. Мелкая моторика слабая. Дома, конечно, тренируется, но прогресс идет очень медленно. На фоне одноклассников он сильно отстает. Но, повторюсь, мега-повезло с учителями: зная его особенности, относятся с пониманием. И уж точно не высмеивают перед всем классом.
Учительница на подмене его, конечно, не знает. К тому же, видимо, не умеет общаться с младшими классами. В общем, она на нем «потопталась» по полной программе.
- У меня не получалось аккуратно вырезать, и наклеить, я попросил помочь, - рассказал сын. – Я всегда прошу нашу учительницу, и она либо помогает, либо показывает, как правильно сделать. А эта сразу высмеивать начала.
Во время ее речи сын узнал много нового. Оказывается, кто не умеет руками работать, вырезать, клеить, тот вообще не мужчина.
- И никому ты не будешь нужен, - припечатала уважаемый педагог с большим стажем.
Вот эта фраза парня и добила. Он расплакался не потому, что у него ничего не получается. А именно потому что поверил: он никчемный никому не нужный человек. Идеальная степень внушаемости.
- Это же учительница сказала! Значит, знает, что говорит, - не соглашался попрать школьные авторитеты сын.
В общем, пришлось проводить очередную лекцию на тему разных людей, разных способностей и прочих безусловных истин. Приводила в пример себя, папу, всяких других разных наших знакомых. Вроде, убедила.
С той учительницей говорить не пошла - не о чем и смысла большого не вижу. Временный чужой человек. Мне ей говорить нечего. Но очень обидно, что до сих пор у нас в школах есть такие педагоги, которые даже не понимают, что наносят детям сильнейшие психотравмы своими словами.
***
А еще я очень надеюсь, что в итоге наша система образования придет к тому, что по таким предметам как музыка, технология и ИЗО, оценок, которые могут испортить детям аттестаты быть не должно. Потому что, если другие предметы можно взять "пятой точкой", то здесь талант либо есть, либо его нет.