Найти тему

Инсульт. Восстановление речи. Развитие речевых навыков. Урок 6 - Составляем рассказ по картинке

Оглавление

Тема: Составляем рассказ по картинке.

Цели:

1.Познакомить с простейшими приёмами составления рассказа.

2. Обобщить знания, полученные на предыдущих уроках.

Оборудование: ручка, тетрадь, схемы предложений, картинка

Ход:

I.Речевая разминка: новые упражнения

1.«Круги».

Кончик языка помещаем между верхними зубами и верхней губой. Напряженным языком делаем под напряженными губами широкие энергичные круги по часовой стрелке 6 раз, затем в обратную сторону 6 раз

2. «Укол зонтиком».

Челюсть чуть опущена, напряженным языком давим изнутри на напряженную щеку – держать 1 сек. Затем на другую. По 6 раз в каждую сторону.

3. «Массаж». Разминать язык, покусывая его зубами.

II. Работа с чистоговорками: произносить медленно, чётко проговаривая слова

Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.

III. Работа со скороговорками: произносятся в 4 темпах

Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.

IV. Работа над составлением рассказа:

Примерные схемы предложений:

1.Кто? + Что делает?

2. Кто? +Что делает?

какой?

4. Кто? ­+ Что делает?

Какой? Как? Где? Когда? Зачем?

5. Кто? + Что делает?

Что? Кого?

Пользуясь схемами, приступаем к составлению текста. Сразу оговоримся, схему придётся подбирать. Выбор у каждого может быть свой. Это даже хорошо. Я дам только примерный план действий.

1.Рассмотрим картинки.

2. К первой картинке подберём слова, которые отвечают на вопрос кто? или что?

Получим: щенок, дождь, площадка, дерево – это предметы.

3. Подбираем слова, отвечающие на вопрос что делает?

Дерево стоит. Дождь идёт. Щенок сидит. Слово площадка у нас осталось невостребованным. Ничего страшного. Он пригодится нам позже. У нас получились предложения, соответствующие первой, самой простой схеме.

4. Переходим ко второй схему и добавляет описания. Это слова, отвечающие на вопрос какой? Какая? Какое? Какие? Дерево (какое?) чёрное, голое. Щенок (Какой?) Маленький, несчастный, одинокий, голодный. Дождь (Какой?) холодный, нудный, затяжной, осенний.

Получаем предложения:

Идёт холодный осенний дождь. Стоит чёрное голове дерево. Сидит маленький голодный щенок.

5. Переходим к третьей схеме по попытаемся добавить обстоятельства.

Дерево стоит (где?) на улице.

Дождь идёт (Где?) на улице.

Щенок сидит (Где?) по площадке. Вот и пригодилась нам площадка в качестве обстоятельства.

В первых двух предложениях у нас появилось два одинаковых обстоятельства. В тексте это неуместно. Одно можно смело убрать. Получаем следующие предложения: На улице идёт холодный осенний дождь. Деревья стоят голые. На площадке сидит маленький голодный щенок.

Мы убрали одно обстоятельство на улице, а предложении, в котором говорилось о дереве заменили единственное число множественным. Напоминаю: слова, обозначающие предметы, могут употребляться в единственном числе и во множественном. В единственном числе они обозначают один предмет, а во множественном много.

У нас получилось описание первой картинки. В нём нам не пришлось использовать дополнение. Но оно понадобиться нам дальше.

Посмотрим на вторую картинку. Назовём предметы: Кто? Девочки, щенок. Девочки (что делали?) шли, увидели. Вторая схема: Девочки (Какие?) маленькие. Шли маленькие девочки и увидели. Третья схема: В силу вступает последняя схема. Увидели (Кого?) щенка. В результате получаем: Шли маленькие девочки и увидели щенка. Здесь мы использовали дополнение.

Составляйте предложения по схемам. Подбирайте подходящую схему. Постепенно вы научитесь составлять предложения на основе информации, не пользуясь схемами.

Домашнее задание:

Запишите 10 слов, отвечающих на вопросы кто? или что? в единственном числе. Образуйте от них множественное число. Например: один — дом, много — дома; одна — кошка, много -кошки.

Предыдущий урок:https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e68a6d0d366624642f23c49/edit

Следующий урок: e-rechi-razvitie-rechevyh-navykov-urok-7-suscestvitelnoe-i-ego-formy-5e6e73b8ef45751379a92cc9

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Инсульт. Восстановление речи. | Дзен

Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.