Найти в Дзене

Инсульт. Восстановление речи. Развитие речевых навыков. Урок 6 - Составляем рассказ по картинке

Оглавление

Тема: Составляем рассказ по картинке.

Цели:

1.Познакомить с простейшими приёмами составления рассказа.

2. Обобщить знания, полученные на предыдущих уроках.

Оборудование: ручка, тетрадь, схемы предложений, картинка

Ход:

I.Речевая разминка: новые упражнения

1.«Круги»

Кончик языка помещаем между верхними зубами и верхней губой. Напряженным языком делаем под напряженными губами широкие энергичные круги по часовой стрелке 6 раз, затем в обратную сторону 6 раз

2. «Укол зонтиком»

Челюсть чуть опущена, напряженным языком давим изнутри на напряженную щеку – держать 1 сек. Затем на другую. По 6 раз в каждую сторону.

3. «Массаж». Разминать язык, покусывая его зубами.

II. Работа с чистоговорками: произносить медленно, чётко проговаривая слова

Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.

III. Работа со скороговорками: произносятся в 4 темпах

Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.

IV. Работа над составлением рассказа

Примерные схемы предложений:

1.Кто? + Что делает?

2. Кто? +Что делает?

какой?

4. Кто? ­+ Что делает?

Какой? Как? Где? Когда? Зачем?

5. Кто? + Что делает?

Что? Кого?

Пользуясь схемами, приступаем к составлению текста. Сразу оговоримся, схему придётся подбирать. Выбор у каждого может быть свой. Это даже хорошо. Я дам только примерный план действий.

1.Рассмотрим картинки.

2. К первой картинке подберём слова, которые отвечают на вопрос кто? или что?

Получим: щенок, дождь, площадка, дерево – это предметы.

3. Подбираем слова, отвечающие на вопрос что делает?

Дерево стоит. Дождь идёт. Щенок сидит. Слово площадка у нас осталось невостребованным. Ничего страшного. Он пригодится нам позже. У нас получились предложения, соответствующие первой, самой простой схеме.

4. Переходим ко второй схему и добавляет описания. Это слова, отвечающие на вопрос какой? Какая? Какое? Какие? Дерево (какое?) чёрное, голое. Щенок (Какой?) Маленький, несчастный, одинокий, голодный. Дождь (Какой?) холодный, нудный, затяжной, осенний.

Получаем предложения:

Идёт холодный осенний дождь. Стоит чёрное голове дерево. Сидит маленький голодный щенок.

5. Переходим к третьей схеме по попытаемся добавить обстоятельства

Дерево стоит (где?) на улице.

Дождь идёт (Где?) на улице.

Щенок сидит (Где?) по площадке. Вот и пригодилась нам площадка в качестве обстоятельства.

В первых двух предложениях у нас появилось два одинаковых обстоятельства. В тексте это неуместно. Одно можно смело убрать. Получаем следующие предложения: На улице идёт холодный осенний дождь. Деревья стоят голые. На площадке сидит маленький голодный щенок.

Мы убрали одно обстоятельство на улице, а предложении, в котором говорилось о дереве заменили единственное число множественным. Напоминаю: слова, обозначающие предметы, могут употребляться в единственном числе и во множественном. В единственном числе они обозначают один предмет, а во множественном много.

У нас получилось описание первой картинки. В нём нам не пришлось использовать дополнение. Но оно понадобиться нам дальше.

Посмотрим на вторую картинку. Назовём предметы: Кто? Девочки, щенок. Девочки (что делали?) шли, увидели. Вторая схема: Девочки (Какие?) маленькие. Шли маленькие девочки и увидели. Третья схема: В силу вступает последняя схема. Увидели (Кого?) щенка. В результате получаем: Шли маленькие девочки и увидели щенка. Здесь мы использовали дополнение.

Составляйте предложения по схемам. Подбирайте подходящую схему. Постепенно вы научитесь составлять предложения на основе информации, не пользуясь схемами.

V.Итог

Запишите 10 слов, отвечающих на вопросы кто? или что? в единственном числе. Образуйте от них множественное число. Например: один — дом, много — дома; одна — кошка, много -кошки.

Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/Xmim0NNmYkZC8jxJ

Следующий урок: https://dzen.ru/a/Xm5zuO9FdRN5qSzJ

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.