Новые и модернизированные модели.
Зима — самое время провести смотр наиболее интересных образцов коммунальной техники для уборки дорог. На этот раз критериев у нас было два — новизна (модель должна быть создана или хотя бы усовершенствована не позднее 2019 года) и универсальность (с комплексной уборкой территории, будь то автотрасса, городская улица или сквер, машина должна справляться сама, без помощи другой техники). Что ж, посмотрим.
Пожалуй, одна из самых ярких отечественных премьер в коммунальной сфере — всесезонная комбинированная дорожная машина на базе автомобиля Урал Next. Или, говоря короче, ВМКД Next — ее представила в прошлом году производственная компания «Завод СпецАгрегат» из Миасса. Предназначена машина для содержания и обслуживания автомобильных дорог с твердым покрытием: летом в ее функции входит удаление крупных посторонних предметов с покрытий и обочин, очистка труб от грязи, перевозка грузов в качестве самосвала, распределение щебня, зимой — очистка дорожного полотна и обочины от снега, срезание льда, ликвидация и нейтрализация скользкости.
Из навесных агрегатов у новинки на вооружении имеются поворотный от- вал, средняя щетка и пескоразбрасыватель, устанавливаемый в самосвальный кузов. Бункер для противогололедных материалов имеет номинальную емкость 10 кубометров и максимальную — 11,8 кубометра. Ширина полосы, обрабатываемой ПГМ, составляет от 2 до 8 метров. Пескоразбрасыватель ПНР2 способен работать при температуре до минус 45 градусов по Цельсию.
Поворотный отвал машины с высотой крыла 870 метров рассчитан на ширину очистки 2,5 метра при скорости движения до 35 километров в час.
На ту же ширину способна обрабатывать полосу дороги и средняя щетка машины, снабженная ворсом диаметром 550 миллиметров. Для оптимального прижима к очищаемой поверхности щетка оборудована пневмоцилиндром. ВМКД Next имеет сравнительно небольшие габариты: ее длина — 5790 миллиметров, ширина — 2210 миллиметров, высота в транспортном и рабочем положении — 2917 и 3890 миллиметров соответственно. На наш взгляд, это довольно удачный образец комбинированной дорожной машины, ориентированной прежде всего на уборку в городе, но способной при необходимости работать и на трассе.
Производственная компания «Ярославич» в прошлом году обновила свою наиболее удачную модель — комбинированную дорожную машину СМД502900 на базе самосвала КАМАЗ-6520.
Она комплектуется пескоразбрасывателем с точной дозировкой Road Master из нержавеющей или легированной стали (вместимость бункера 10, 12 или 14 кубометров) либо комбинированным распределителем реагентов ПРС-4-6- Kombi. Кроме того, на машину может быть установлен ряд отвалов по выбору владельца — таких, к примеру, как городские отвалы ПО, комбинированный отвал КПО-3,5, универсальный отвал УПО-3, боковой отвал БПО-1,8, средний грейдерный нож СГОН-3, а также скоростные отвалы ПКО. Таким образом, максимальная ширина очистки снега, которую способна обеспечить СМД-502900, составляет 3,5 метра, а с учетом установки дополнительного бокового отвала — 5,3 метра.
Отметим, что в летней комплектации на СМД-502900 устанавливается переднее и заднее поливомоечное оборудование (пластиковая емкость РАР-10 объемом 10 кубометров, фронтальные плоскоструйные форсунки, брандспойт), а также разные виды щеток: межбазовые, фронтальные, поворотные, для мойки барьерных ограждений и другие.
О безопасности водителя и самой техники производитель позаботился на совесть. СМД-502900 оборудована многоуровневыми системами защиты, обеспечивающими сохранность оборудования и безопасность обслуживающего технику персонала. КДМ от «Ярославич» отлично экипирована световой сигнализацией, что особенно важно зимой, когда темнеет рано. На СМД-502900 установлена дополнительная головная светотехника с фарами, расположенными под лобовым стеклом либо на кабине; проблесковый LED-маячок либо световая панель на кабине; галогенный фонарь освещения задней рабочей зоны; задний проблесковый LED-маячок и дополнительные задние фонари.
Опционально на СМД-502900 производителем могут быть установлены камера заднего вида, вибратор бункера, система управления с GPS- позиционированием, пульт с джойстиками, асимметрия, система увлажнения смеси — либо же, напротив, выбрано исполнение для чистой соли.
Комбинированные машины линейки СМД особенно эффективны на загородных трассах, но вполне могут быть успешно использованы и на городских улицах и проспектах. В зимнее время они отлично справляются с очисткой дорожного полотна от свежевыпавшего снега, удалением наката, шуги; распределением сыпучих противогололедных материалов, в том числе соли и жидких реагентов. В летнее время — с уборкой и мойкой дорог, ограждений, бордюров, дорожных знаков и элементов обустройства дороги — и даже с перевозкой асфальтобетоннной смеси при ямочном ремонте, если это будет необходимо. Как отмечает на своем сайте производственная компания «Ярославич», обновленная модель СМД-502900 способна заменить в работе до двух обычных коммунальных дорожных машин.
Вообще нужно отметить, что самосвал КАМАЗ-6520 является одной из наиболее удачных отечественных базовых моделей для создания комбинированных дорожных машин, востребованных в России. Только один пример: нынешней зимой официальный дилер ПАО «КАМАЗ» в Санкт-Петербурге «Автомобильная компания «Гранат» по заказу Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области в адрес ГКУ «Ленавтодор» закупила сразу двенадцать дорожных машин МКДУ-3 в комплектации «АРКТОС». Автотехника на базе самосвала КАМАЗ-6520-26012-53 предназначена для зимнего содержания и обслуживания автомобильных дорог с твердым покрытием. Она уже успешно применяется для очистки дорожного полотна от снега, удаления наката, шуги, распределения пескосоляной смеси, чистой соли и жидких реагентов.
Машины с колесной формулой 6х4 оснащены кузовом вместимостью 20 кубометров, мощным двигателем КА-МАЗ-740.735 класса Евро-5 и мощностью 400 л.с. МКДУ-3 комплектуется передним скоростным отвалом, средним отвалом, передним поливомоечным устройством и распределителем жидких реагентов «АРКТОС». Особенностью этих дорожных машин является использование полностью автоматического распределителя жидких реагентов.
Износостойкие модульные баки для жидких реагентов объемом 2 кубометра сделаны из полиэтилена высокого давления и обладают стойкостью к экстремальным климатическим условиям. Датчик уровня жидкости с визуализацией на пульте управления расположен в кабине автомобиля. Хорошо организованный и имеющий легкий доступ машинный отсек, содержащий основные рабочие органы — клапаны и насос, прост в обслуживании. Своего рода сердцем «АРКТОС» является мембранный водяной насос с гидравлическим приводом, производительностью 400 литров в минуту и давлением воды 20 бар. Управление всем навесным оборудованием осуществляется при помощи пульта управления, находящегося в кабине машины.
Впрочем, для создания дорожной машины, способной выполнить комбинированную уборку дорог, не всегда используется полноразмерное грузовое шасси. Порой, чтобы получить универсала, способного работать не только на широких проспектах, но и в относительно узких городских улицах и проездах, производители конструируют специальное шасси собственной разработки — например, шарнирно-сочлененное, как сделал Курганский завод дорожных машин («Кургандормаш»). Созданная им новинка — универсальная коммунальная машина УКМ-2500 — по своим габаритам и очертаниям ближе к «городским пылесосам», подметально-уборочным машинам, но в действительности умеет много больше. Зимой в дело у нее идут пескоразбрасывающее оборудование, фронтальный отвал, цилиндрическая щетка, шнекороторный снегоочиститель, летом — вакуумная подметально-уборочная установка, поливомоечное оборудование, высоконапорная мойка. Так что комбинированная уборка дорог в любое время года ей вполне по силам. Уточним: нешироких дорог. Но не только их: конструктивные особенности подметально-вакуумной машины позволяют ей эффективно и экономично проводить круглогодичную уборку переулков, пешеходных зон, парковых дорожек и прочих узких проходов и проездов. Среди плотной городской застройки просторная и эргономичная двухместная кабина УКМ-2500 предоставляет водителю полный обзор и оптимальный комфорт вождения; в ней имеются кондиционер и аудиоподготовка. А центральный пульт управления обеспечивает простой доступ ко всем функциям и показывает всю важную информацию оператору.
Универсальная коммунальная машина УКМ-2500 имеет солидную для машин сопоставимых классов грузоподъемность — 2500 килограммов. Полная масса машины с навесным оборудованием составляет 5 тонн. На машине установлены дизельный двигатель Kubota мощностью 92 л.с. и гидростатический привод. Скорость ее передвижения может достигать отметки 30 километров в час.
УКМ-2500 оборудована системой увлажнения, эффективно подавляющей пылеобразование. Расположение всасывающей шахты между передних колес предотвращает ее повреждение при наезде на какое-либо препятствие. Но это летом — зимой же передний поворотный отвал машины (угол поворота ±300, высота — 750 миллиметров) обеспечивает ширину уборки снега 1570—1850 миллиметров.
Пескоразбрасывающее оборудование УКМ-2500 включает в себя бункер емкостью полтора кубометра и шнековый транспортер. Ширина распределения песка универсальной коммунальной машиной составляет от 2 до 10 метров.
Зимой для уборки небольшого слоя снега успешно используется передняя щетка. Угол ее поворота — ±300, диаметр диска — 550 миллиметров, а ширина обработки поверхности — 1210—1400 миллиметров.
Максимальные габариты УКМ-2500 с навесным оборудованием (длина/ширина/высота) составляют 5,75х1,7х2,7 метра, база — 2,2 метра, колея — 1,14 метра. Минимальный радиус поворота УКМ-2500 — 3,5 метра. Сравнительно небольшие габариты вкупе с универсальностью и высокой маневренностью делают полноприводную отечественную новин- ку серьезным конкурентом импортной коммунальной техники, представленной сегодня в России. К слову, классические КДМ в формате «Трасса» и «Город/Трасса» Курганский завод дорожных машин также выпускает.
Да ведь и дело-то, по большому счету, не в классификации типа техники, а в функциональности конкретной модели. Если она сама, без помощи других машин, способна обеспечить комплексную уборку территории от снега и льда, а также, при необходимости, ее обработку пескосоляной смесью или реагентами, такая спецтехника имеет полное право именоваться универсальной.