Почему до относительно недавнего времени древние тексты не могли точно расшифровывать? Это сегодня уже ответ лежит на поверхности - потому, что все эти неудачные попытки расшифровок делались в основном только по одному фонетическому принципу построения текста, при котором один знак текста - это один звук. По такому принципу построены в основном все современные европейские языки (и русский почти тоже). Реже пытались делать дешифровку по образному принципу, при котором один знак текста - это одно слово, один корень или один образ. По такому принципу строится современное иероглифическое письмо народов юго-восточной Азии. Было ещё, правда, древнее руническое письмо, но это отдельная тема.
Неудачи переводчиков древних текстов определялись тем, что в фонетическом письме, как правило всего несколько десятков уникальных письменных знаков, а в древних текстах их было гораздо больше. Поэтому фонетический подход и терпел неудачу за неудачей в переводе многих древних текстов. В образном же (руническом и иероглифическом) письме может быть от нескольких сотен до нескольких тысяч уникальных знаков. Но и образный принцип не всегда приносил положительный результат. И продолжалось это до тех пор, пока советский учёный Юрий Кнорозов не сформулировал три основные принципа построения текстов:
- Фонетический (самый простой) - по нему построено большинство современных языков (и их алфавитов) в мире;
- Слоговый (один знак текста - один слог). Сегодня считается, что древний праязык был именно слоговым, так как таким образом формировался языковой аппарат человека разумного в древности (так называемая вторая сигнальная система), то есть изначально люди говорили не словами, а сначала отдельными звуками, потом уже отдельными слогами, которые значительно позднее начали складываться в слова-образы. То есть при слоговом письме сами слова равны совокупности образов, связанных со слогами, из которых состоят;
- Образный (самый сложный) - руническое, иероглифической письмо
Именно слоговая структура анализа некоторых древних текстов и оказалась тем самым недостающим звеном, с помощью которого их можно было бы расшифровать с высокой степенью достоверности. В текстах, построенных по слоговому принципу, уникальных символов-слогов, как правило от 300 до 500. Именно поэтому слоговая структура текстов лежит между фонетической и образной структурами.
И Юрий Кнорозов не только выдвинул такое теоретическое предположение, он на практике доказал его верность, расшифровав в частности надписи и тексты южно-американского народа майя, которые до него пытался, например, расшифровать испанский епископ Диего де Ланда (XVI век, второй епископ Юкатана), составивший, как ему самому казалось, алфавит письменности майя из... 30 знаков. На самом деле рукопись епископа "Сообщение о делах в Юкатане" (1566 год), написанная им уже в Испании, не более чем попытка записать латинскими буквами названия иероглифов из письма майя. Но на самом деле зачастую помогавшие ему в этом индейцы записывали не произношения испанских букв, а всего лишь их названия. В итоге получилась довольно сложная конструкция, которую никто кроме Юрия Кнорозова так и не смог разобрать и хоть как-то применить к дешифровке.
И ошибка де Ланда заключалась в том, что он применял фонетический метод в анализе текстов майя. Юрий Кнорозов, проанализировав в том числе и другие майянский тексты (сохранились также иероглифические рукописи майя под названиями: Парижская; Мадридская и Дрезденская), обнаружил в них лишь 355 повторяющихся знаков, из которых он также выделил наиболее часто повторяющиеся, определив их, как союзы и предлоги. На основании всего этого он пришёл к выводу о слоговой структуре этих текстов, что и привело его к их последующей успешной дешифровке.
Метод дешифровки древних текстов, разработанный лично Юрием Кнорозовым, получил в дальнейшем название так называемой «позиционной статистики». Согласно нему, прежде, чем приступать к дешифровке, нужно сначала определить, к какому из трёх типов письма принадлежит исследуемый текст (банально посчитать количество уникальных символов в них и выделить часто повторяющиеся). Но почему же именно русский учёный добился такого успеха? Когда анализируют деятельность Юрия Кнорозова и его успехи, то зачастую опускают факт того, что и сам русский язык (как наследие славянских диалектов) сохранил в себе до сих пор все признаки того самого слогового письма. И можно сколько угодно насмехаться, например, над попытками того же Михаила Задорнова (светлая ему память), который в юмористической и лёгкой форме пытался донести до своих слушателей этот факт. Факт этого не перестаёт существовать от того, признают его или нет. Многие старые русские слова-образы построены на основе именно слогов, каждый из которых имел и до сих пор имеет своё, вполне конкретное значение. Всё это - наследие праязыка на котором говорили протославяне и их древние предки арии.
Другое дело, что вместе с сокращением русской (славянской) азбуки-буквицы и исчезновением в связи с этим из нашего языка отдельных звуков и слогов, а также с появлением иностранных, чужеродных букв и слов-заимствований, не имеющих слоговой структуры, в современном русском языке его слоговая структура уже не так заметна. Но при этом она до сих пор существует. И не зря читать детей на русском языке у нас продолжают учить как? Правильно, по слогам! Ибо на генетическом уровне мы помним (знаем), что наш язык слоговый несмотря ни на что. И на самом деле, когда дети учатся читать по слогам, они не просто их заучивают, а в том числе и просто вспоминают определённую часть из них...
Примечание: А иероглифическое и руническое письмо (как очень сложный тип письма) всегда было уделом избранных - правителей, жрецов и прочих Посвящённых. Например, в современном китайском языке около 8000 иероглифов (по некоторым данным даже на порядок выше). Но знают их далеко не все, а только учёные и медики. В повседневной жизни, для широких народных масс используется 1500 - для сельских жителей, 2000-3000 для городских жителей, рабочих и служащих. Да и то это не совсем достоверная информация...
А в той же русской азбуке-буквице было всего 49 символов, чего вполне достаточно для формирования сотен необходимых слогов и многих тысяч слов. А рун в той же древней каруне было, предположительно, всего 144, но от этого тексты на ней не менее сложны, чем китайские иероглифические, так как каждая руна, в зависимости от сочетания с другими, имеет множество образных значений, являясь одновременно и буквой-символом, и звуком, и образом...
Если Вам понравилась новая авторская статья, жмите "Нравится", комментируйте и подписывайтесь на канал "Аномальная и удивительная Россия"