Найти тему
Секреты Старого Китая

Различие китайского и Западного подходов к оздоровительным практикам

С мест регулярно поступают жалобы на то, что я не обращаю внимания на комментарии. Дорогие читатели! Большинство комментариев, увы, не заслуживают даже прочтения, не говоря уже о какой-либо реакции на них. Ну, кроме игнорирования.

Вот свежий и еще неоконченный цикл про методику столбового стояния (начинать читать с этой статьи, завтра ещё выложу часть), однако львиная доля этих комментариев, рекомендаций и точек зрения зрения показывает, что их авторы получали свои сведения не из аутентичных китайских источников, обучаясь у реальных наставников и учителей, а из непонятных материалов ярко выраженного Западного происхождения.

"Даосская йога" - это как "мусульманское сало", смешение терминов разных культур, разных Учений с разными Путями и Целями было очень популярно в 90-х, когда спрос на подобную эклектику был огромен.
"Даосская йога" - это как "мусульманское сало", смешение терминов разных культур, разных Учений с разными Путями и Целями было очень популярно в 90-х, когда спрос на подобную эклектику был огромен.

Это влияние очень хорошо видно любому, кто хоть немного изучал китайскую культуру, развитие китайской мысли, где прослеживается отчетливая философская традиция, преимущественно ориентированная на процессы, а не на субстанцию. Она имманентна, а не трансцендентна. Именно развитие качеств и свойств, соответствующих Природе человека, то есть изначально присущее ему, а не привнесенное извне, есть одно из основополагающих правил традиционных практик Яншэнсюэ.

Есть прекрасная и широко распространенная (в соответствующих кругах) цитата. Она очень исчерпывающе поясняет нам принципы оздоровительных (но не только!) практик Старого Китая:

О взращивании жизни (Яншэн):
Взращивание жизни — это взращивание сердца,
взращивание сердца — это отсутствие сердца,
отсутствие сердца — это отсутствие ума (рассуждений),
отсутствие ума — это отсутствие страстей,
отсутствие страстей — это отсутствие человека (человеческих свойств),
отсутствие человека — это соединение с Дао,
соединение с Дао — это возвращение к Истине.

Это отражает очень важный принцип китайской философии, оказавший влияние на всю культуру, принцип целостного и динамического понимания Вселенной. В этом отражён важный для нашей темы аспект: не относиться к сущностям как к «мебели» Вселенной.

И отсюда следует естественная необходимость - защита людей как со-создателей Вселенной (в рамках единой концепции Небо-человек-Земля).

При это используется терминология, естественная для данной системы координат, например, будут рассматривать способ скорректировать сердце-ум, но не придуманный нашими соотечественниками " ..круг Огня, круг Ветра и круг Воды"... Понятно, что это также никак не связанно и с важной концепцией взаимовлияния (усиления и подавления) У-син. И это совсем не пять элементов, про традиционные термины читаем в этой статье. Для продвинутых есть продолжение - "Как ушу связано с китайской философией".

-3

Обобщая вышесказанное хочется отметить, что центральный вопрос для древних китайских философов всегда заключался в том, «как мы должны жить», а не привычное нам любопытство - «что там». Поэтому, встречая в якобы китайских системах и методиках типичный для Западного менталитета синтез и анализ, помните - это скорее всего самопал недавних лет.

Ну для поднятия настроения посмотрите небольшое жизнерадостное видео о том, как тренироваться в суровые условия карантина:

Продолжение следует...

P.S. Для желающих самостоятельно заниматься в условиях самоизоляции постараемся разобрать методики столбового стояния: место для этого много не надо, времени требует не так уж и много, а польза - есть. К сожалению, популярный в Китае комплекс "Восемь кусков парчи" нереально выучить дистанционно, как бы не советовали его китайские товарищи для данной ситуации.