Короновирус, тенге падает вслед на нефтью, мировые рынки трясет. Ситуация сильно напоминает 2014 год, только вместо короновируса было начало конфликта между США и Россией.
Для меня 2015 и 2016 год были самыми бурными. За эти годы помимо консультирования я открыл три дополнительных направления: веб-агентство, смм-агентство и стал партнером Битрикс24, открыв отдел по автоматизации бизнес-процессов и внедрению Битрикс24. Цены на консультации за 3 года (2015-2017) я поднял в 5 раз.
Плюс в те годы я запустил свою Школу продаж, которую закрыл в 2018 году из-за огромной загруженности по другим проектам (надеюсь, что в ближайшем будущем смогу найти на нее время и сделать перезапуск...).
Как сказал мне в 2016 году один из клиентов, который отвергал наши предложения 4 года к ряду: "Кризис всех научит работать правильно".
И все бы хорошо, но только расстраивает меня, что с 2014 года наши бизнесмены так и не научились думать не только над тактикой, но и над стратегией...
Почему только тогда, в 2014 году и сейчас, в 2020, когда снова начинает "трясти" сильнее, коммерсанты начинают думать над Эффективностью своего бизнеса?
Я рад новым клиентам, но гораздо лучше, когда нагрузка распределена равномерно, а не как сейчас - когда нам просто приходится отказывать новым клиентам и/или задирать цены в разы.
Это напоминает мне хозяина дома, который во время солнечной погоды не заботится о том, чтобы залатать крышу, но как только начинается дождь - судорожно хватается за молоток. Хорошо, если успеет до потопа...
И проблема в том, что все направления, которыми мы занимаемся, все услуги, которые оказываем: начиная с продвижения в соц. сетях и заканчивая внедрением Битрикс24 - являются СТРАТЕГИЧЕСКИМИ действиями и имеют не немедленный, а пролонгированный результат!
Поэтому начинать заниматься этими вещами гораздо лучше и выгоднее - когда у вас все хорошо, а не когда падает покупательский спрос.
Конечно, лучше поздно, чем никогда. Но все же такие вещи, которые особенно становятся актуальными во время кризиса, как:
- эффективность персонала и бизнес-процессов в целом
- эффективность маркетинга и рекламы в частности
- эффективность работы отдела продаж и его обучение
и т.д. и т.п. - все это нужно начинать тогда, когда у вас еще нет проблем ни с клиентами, ни со временем. Думайте на два шага вперед!
А потом клиенты обижаются на нас, что мы повышаем цены: "Андрей, но ведь кризис!".
Простите за столь категоричный тон, но это больная тема для меня =).
Всем стратегических мыслей и подъема продаж в кризис!