Все мы прекрасно понимаем, что самый массовый реактивный истребитель за всю историю авиации, может быть только выдающийся самолёт. В этой статье мы попытаемся разобраться, в чём заключался феномен этого истребителя. Именно «Пятнадцатый» прославил на весь мир конструкторское бюро Микояна. После этого самолёта все истребители стран Варшавского договора наши «потенциальные противники» стали называть «мигами».
Естественно, разбирая технические характеристики МиГ-15, мы вольно или невольно будем сравнивать его с более чем достойным соперником по Корейской войне, с Ф-86 «Сейбр». Разумеется, мы начнём со «святая-святых» любого самолёта – с двигателей. Сразу бросается в глаза, что у «Сейбра» модификации «F», которая участвовала в Войне, тяга двигателя была почти на пол тонны (!!!) больше, чем у «Мига». На «Сейбре» стоял двигатель фирмы «Дженерел Электрик» J-47-GE-27 тягой 2708 кг, на «Пятнадцатом» - РД-45Ф с максимальной тягой 2270 кг. Любой любитель истории авиации на этом сравнение характеристик и закончит, отдав пальму первенства, сами знаете кому и это вполне разумно. С такой «дельтой» по мощности двигателя, сами понимаете, создать конкурентоспособный истребитель нереально! Но мы все прекрасно знаем, что по совокупности характеристик Ф-86 и МиГ-15 - равные истребители. Как такое возможно?
Начнём с того, что и этот относительно маломощный двигатель получился у нас почти чудесным образом. В этом, как ни странно, помогли наши противники по Корейской войне – англичане. Зайдём издалека. Сменивший Черчилля на посту премьер-министра Великобритании Клемент Эттли был до мозга костей «либералом, демократом и пацифистом». На этих лозунгах он и выдавил такого культового политика, как Черчилль. Естественно британцы, которые устали от войн, пошли в фарватере политики, которую обещал «миролюбивец» Эттли. Что произошло тогда непонятно, толи Эттли не знал, где заканчивается пацифизм и начинается национальная безопасность или английский премьер свою резолюцию перепутал с предвыборной речью, но факт остаётся фактом. Эттли сделал то, что потом Сталин обозначит его деяние ёмкой фразой: «человек в здравом уме такие вещи делать не будет», а именно, британский премьер дал «добро» компании «Роллс-Ройс» на продажу Советскому Союзу целой линейки турбореактивных авиадвигателей!
Правда, в контракте предусматривалось, что эти двигатели и будут «пацифистскими», как и сам премьер, то есть не будут использоваться в военной технике. Наша страна контракт соблюла , но соблюла интересным образом. «Миролюбивые» Нин-1, Нин-2 и Дервент-5 переделанные под советскую технологическую линию превратились в «милитаристские» и уже с русскими «именами» двигатели – РД-45, РД-45Ф и РД-500.
Вернёмся к сравниваемым истребителям. Понятно, что если нужно уровнять ТТХ истребителей с разными по мощности двигателями, то конструкторы маломощный истребитель уменьшают в весе. Советский истребитель был 2,5 тонны легче «Сейбра»! Такое ощущение, что мы свами сравниваем два танка! Для истребителя, где борьба у конструкторов идёт за каждый килограмм, это нереально большая разница! Конструкторы облегчают истребитель несколькими способами. Разберём два из них, которые являются, на мой взгляд, основными. Первый способ – это уменьшение веса в ущерб прочности. Ничего плохого тут про МиГ-15 сказать нельзя. Хоть «прочность» и «живучесть», это не совсем одинаковые характеристики, тем не менее, и наши и американские пилоты подчёркивали удивительную живучесть «Мига». Полковник ВВС США Гленн Иглстон описывал случай, когда «Миг» совершал удачную (не аварийную) посадку после того как «Сейбр» всадил в него 2/3 боекомплекта! Мало того, «Миг» с этим номером видели в небе уже на следующий день!
Второй способ – это уменьшение веса в ущерб огневой мощи. Вот тут конструкторы КБ Микояна провели настоящую виртуозность. Естественно, шесть крупнокалиберных пулемёта «Браунинг» по массе превышают три пушки на «пятнадцатом», но по массе секундного залпа «Миг» значительно превышает «Сейбр»! Напомню, что на советском истребителе стояли две пушки калибром 23 мм и одна - 37 мм.
Ещё стоит добавить, что для уменьшения веса «миговские» конструкторы сделали на истребителе прямо-таки спартанскую эргономику. Плюс, на «Миге» вынуждены были сделать топливные баки меньшего объёма. В итоге получился простой в производстве и естественно недорогой истребитель. МиГ-15 и «Сейбр» не только были одинаковыми по совокупности ТТХ, но и были одинаковыми по внешнему виду! Только была одна существенная разница, «пятнадцатый» напоминал миниатюрную копию «Сейбра». Очень часто случалось, что американские пилоты принимали свои же «Сейбры» за «Миги» в ближнем ракурсе и открывали по ним огонь.
Естественно, обе стороны страстно желали заполучить истребители друг друга и исследовать их. Американцам повезло. Среди северокорейских пилотов нашёлся не совсем страстный поклонник Ким Ир Сена и его режима, который и посадил МиГ-15 на аэродром Сеула. Может быть 100000$ обещанные за «Миг» немного поубавили идейности у корейца, важно другое, американцы стараются любой вопрос решать долларом и что огорчительно, результат есть. Мы же заполучили «Сейбр» «честно» - в результате воздушного боя. 6 октября 1951 года лучший ас Корейской войны полковник Пепеляев вынудил «Сейбр» сесть на территорию подконтрольную коммунистам.
Интересно конечно было узнать мнение американских пилотов о МиГ-15, когда они его увидели «в живую». Все как в один голос отмечали простоту конструкции, спартанскую эргономику и тесноту в кабине. Ас войны в Корее Чик Кливленд, осмотрев МиГ-15 так и сказал: «..ничего лишнего, это простое, даже примитивное, но крайне эффективное «орудие убийства» в воздушном пространстве!» Лучшего комплимента для истребителя-трудяги Корейской войны даже не придумать!
Подписывайтесь на канал и Вы не пропустите много интересного!
С уважением! Сергей Оболенский