Значительная статья расходов на содержание дома - это отопление. Одним из вариантов экономии является применение пиролизных котлов длительного горения. На одной заправке топливом они работают гораздо дольше других видов отопительных устройств. Рассмотрим принцип действия пиролизных котлов, их устройство, а так же преимущества и недостатки использования этих агрегатов для обогрева помещения и устройство.
Устройство пиролизного котла выглядит следующим образом. Имеется общий корпус. В него встроена топка для закладки дров. Топка выполняется так, чтобы можно было обеспечить очень малый приток воздуха (герметичная, с плотной дверкой , оборудованная приточно-вытяжным вентилятором). В нее закладываются дрова, поджигаются горелкой или вручную. После того, как они немного разгорятся, топка ограничивается в доступе кислорода.
Дрова под воздействием высокой температуры обугливаются, получившийся при этом газ (наполовину азот и на половину — смесь водорода, угарного газа, метана и углекислого газа) снизу вверх по отдельному воздуховоду поступает во вторую камеру сгорания, где смешивается с вторичным воздухом в нужной пропорции и сгорает, выделяя тепло. Вторая камера сгорания конструктивно может быть совмещена с воздуховодом, или с началом дымохода. Она может обслуживаться все тем же приточно-вытяжным вентилятором, может быть смонтирован отдельный вентилятор, а может работать только с помощью одних герметичных заслонок на естественной тяге (при хорошо продуманной системе дымохода).
От обычных котлов пиролизные отличается тем, что топливо сгорает не сразу, а в два этапа, разлагаясь при этом на твердые остатки и газ. Твердые остатки затем тоже сжигаются, тепло от них используется для поддержания нужной температуры в первичной топке. Практически, дрова сжигаются полностью, от них остается очень мало золы — это еще одна особенность пиролизных котлов. Обычно такие котлы требуют удаления золы раз в несколько дней, а то и раз в неделю.
Перечислим основные преимущества пиролизных котлов.
- Высокая экономичность котла за счет более полного и длительного сгорания топлива.
- Экологически безопасная. В выходящих из дымохода продуктах сгорания очень мало вредных веществ. Практически, это небольшая доля CO и остальное — пар. Данные котлы называются бездымные именно по этой причине. Как следствие — чистый дымоход и отсутствие сажи. Конечно, все это верно при использовании обычных дров или угля.
- Достаточно быстрый нагрев топлива.
- Более высокий КПД (до 85%), чем у обычных котлов.
- Большой интервал тепловой мощности— котёл может работать в диапазоне от 5 до 100% мощности.
- Возможно применение различных видов топлива, как твердого (вплоть до мусора и автомобильных покрышек), так и жидкого (существуют модели для сжигания машинного масла — отработки).
- Минимальный контроль человека — загрузка топливом раз в сутки и редкая выгрузка золы.
Несмотря на многочисленные достоинства, у данных котлов есть и ряд недостатков.
- По габаритам они больше обычных котлов.
- Необходимо наличие площадки для складирования и сушки дров. Желательно, что бы влажность древесины не превышала 20%.
- При сжигании мусора и различных отходов, все-таки присутствуют запахи . Поэтому при планировании сжигания отходов следует продумать систему вентиляции в помещении с котлом.
- Скопление конденсата в выходном канале и дымоходе. Обусловлено это низкой температурой выходящих отходящих газов. Как правило, для сбора конденсата в конструкции предусматривают накопитель. Из-за конденсата дымоход должен быть большого диаметра и утеплен на улице — во избежание застывания конденсата при морозах.
Из перечисления сильных и слабых сторон видно, что котлы данного типа могут вполне составить конкуренцию другим источникам тепла. После газа, «пиролиз» будет, пожалуй на втором месте по экономичности, наравне с пеллетным отоплением.
Там, где нет возможности подвести газ или задействовать пеллеты, пиролизные котлы порой являются самым экономичным вариантом. В качестве топлива для пиролизных котлов вполне можно использовать и разные пеллеты и брикеты. Конечно, при их использовании срок работы на одной заправке изменится, в какую сторону — зависит от топлива.