Самолет, с которого, как принято считать, началась штурмовая авиация. Нет не то, чтобы до него не было самолетов, предназначенных для поддержки наземных операций, но Ил-2 стал первым массовым самолетом, специально спроектированным для этой цели.
Слово "Shturmovik" во многих языках стало для этого самолета именем собственным. В войсках его называли "Горбатый" - за характерный профиль или "Летающий танк".
Немцы, которым от него изрядно доставалось, называли его Betonflugzeug (бетонный самолет) - за неповоротливость и редкостную живучесть, даже попадания из 20-мм пушки зачастую позволяли Ил-2 лететь дальше. Менее известны прозвища Eiserner Gustav (Железный Густав), Fleischwolf (Мясорубка), Schlächter (Мясник). А вот название Schwarzer Tod ("чума" - которая болезнь, хотя у нас любят переводить это буквально как "черная смерть") - скорее всего выдумка журналистов.
Это самый массовый боевой самолёт в истории. САМЫЙ массовый. Всего выпущено 36183 шт. И второй по массовости за всю историю авиации (больше было сделано только маленьких любительских самолетов Cessna 172, выпускавшихся в США не один десяток лет).
История самолета началась в конце 1930-х годов, когда С.В. Ильюшин предложил концепцию "несущего бронекорпуса" - штампованной бронекапсулы, служащей одновременно и основным конструктивным элементом для крепления остальных элементов. Идея постепенно обрастала "мясом" и в октябре 1939 года летчик-испытатель Коккинаки поднял в воздух первый прототип БШ-2 (бронированный штурмовик - 2) - с мотором АМ-35 (1350 л.с.). Испытания прошли вполне успешно, затем мотор заменили на новый - менее высотный, но более мощный АМ-38, лучше подходящий для такого самолета.
Конструктивно фюзеляж состоит из двух частей. Носовая часть - бронекорпус из листов гомогенной брони АБ-1 (АБ-2) с переменной толщиной от 4 до 6 мм с эксплуатационными бронированными люками, в котором размещена винто-моторная установка, кабина лётчика и бензобаки. Бронекорпус полностью включался в силовую схему планера самолета. Общий вес бронедеталей серийного Ил-2 составил 780 кг. Хвостовая часть фюзеляжа - деревянная (фанерные стенки и сосновые пояса). Стыковка носовой и хвостовой частей фюзеляжа производится на заклёпках с помощью дюралевых лент-накладок.
Самолет изначально предполагался двухместным, со стрелком-радистом. Однако вскоре выяснилось, что наличие второго члена экипажа не позволяет уложиться в плановые показатели по скорости и грузоподъемности и Ильюшин принял решение сделать одноместный вариант (впоследствии он говорил, что его вынудили сделать это, хотя другие свидетельствуют, что это было его решение). В одноместном варианте самолет пошел в серию в начале 1941 года.
Первые серийные Ил-2 изготовлены в феврале 1941 года в Воронеже на заводе №18 (в ноябре 1941 года завод эвакуирован в Куйбышев). Ил-2 серийно производился также на авиационных заводах №1 и №18 в Куйбышеве, на авиационном заводе №30 в Москве. Из общего количества Ил-2 (36 183 шт.) 74% произведено в Куйбышеве - 26 888 шт. Некоторое время в течение 1941—1942 годов самолёт выпускался заводом №381 в Нижнем Тагиле, куда завод был эвакуирован.
Появление Ил-2 на фронтах явилось полной неожиданностью для противника. Несмотря на то, что тактика использования бронированных штурмовиков еще не была отработана, они стали наносить серьезные потери противнику. Благодаря броне самолет был практически неуязвим для лобового пулеметного огня, и даже мог пережить попадание 20-миллиметрового пушечного снаряда. Но Ил-2 несли огромные потери, так как более скоростные немецкие истребители налетали на них стаями и поражали огнем в незащищенную заднюю часть. В периоды интенсивных боевых действий на десять боевых вылетов приходился один сбитый штурмовик. Критической проблемой была слабая защита одноместного самолета сзади. Народные умельцы вставляли назад имитацию пулемета из покрашенной в черный цвет ручки от швабры. Помогало не сильно.
К концу 1942 года появилась модификация с задним пулеметом 12.7 мм и местом стрелка-радиста, состоящем из брезентового подвесного сиденья без броневой защиты. В таком виде смертность стрелков была в четыре раза выше смертности летчиков, защищенных бронекапсулой, но это было лучше, чем ничего. Именно этот вариант использован для модели.
В 1943 году появился доработанный вариант с форсированным двигателем АМ-38Ф (1720 л.с.) и дополнительными бронеплитами (хотя все еще с неполной защитой стрелка). Теперь показатель потерь был улучшен до одного самолета на 26 вылетов.
Вооружение передней полусферы было значительно мощнее - изначально это были 2 пушки 20 ШВАК или 23 мм ВЯ-23, 2 пулемета 7.62 мм, затем появились варианты с 2 пушками НС 37 мм. Попадания одного такого снаряда в любой самолет было достаточно. Да и танкам этого часто хватало.
Характеристики (для двухместного Ил-2 образца 1942 года)
- Длина 11,6 м
- Размах крыла 14,6 м
- Высота 4,17 м
- Площадь крыла 38,5 м2
- Масса пустого 4525 кг, снаряжённого 6060 кг
- Масса топлива 535 кг
- Двигатель АМ-38 1665 л.с.
- Максимальная скорость у земли 370 км/ч, на 1200 м - 411 км/ч
- Практическая дальность 685 км
- Практический потолок 6000 м
- Вооружение - 2×23 мм пушки ВЯ по 150 снарядов, 2×7,62 мм пулемета ШКАС по 750 патронов, 1×12,7 УБТ
- Бомбовая нагрузка 400 кг бомб разного назначения или 8 неуправляемых реактивных снарядов.
Набор от "Звезды".
Уровень сложности: Легкий
Пластик: Аккуратное литье. Цвет зеленый. Прозрачные детали хорошего качества.
Инструкция: Качество печати хорошее, инструкция четкая.
Детализация: Невысокая. Кокпит почти пустой, без деталей.
Сборка: Детали стыкуются хорошо, проблем нет. Темно-зеленый пластик заметно мягче обычного серого, что несколько усложняет работу надфилем.
Окраска: Простая, без изысков.
Сверху: Звезда акрил 55 (зеленый защитный) и Звезда акрил 57 (охра).
Снизу - Звезда акрил 23 (голубой авиационный),
черный (Звезда акрил 20) - кокпит,
черный Gunze H77 Tire Black - шины,
кожа (Звезда акрил 27),
вороненая сталь Звезда акрил 08 - оружие,
серый Звезда мастер-акрил 31 - детали шасси.
Лак: глянцевый (Звезда акрил 62) - перед нанесением декалей,
матовый (Звезда акрил 61) - после декалей.
Декали: хорошего качества.
Итого.
Плюсы: качественное литье, четко стыкуется.
Минусы: особенных нету.
Что получилось: