Уже давно россиян не отпускает двойственное чувство: наш президент – молодец: не допустил развала страны, укрепил ее роль в мировой политике, вернул Крым и разогнал исламистов в Сирии, и все это хорошо.
С другой стороны, тем, что происходит последние 20 лет внутри страны, гордиться трудно. Ликвидация всех достижений СССР – бесплатного, но качественного здравоохранения, эффективной системы народного образования и подготовки квалифицированных специалистов, промышленного производства… Осталась распродажа скудеющих природных ресурсов и оружия.
А как воспринимают происходящее в России за границей? Не где-нибудь в Венесуэле или Испании, а в не таком уж и дальнем зарубежье – в славянской Чехии, например?
Во внутренние проблемы России здесь, естественно, никто не вникает. Это внутреннее дело русских, пусть сами разбираются. У нас своих хватает. А что касается внешней политики, то в целом чехи воспринимают Россию как противовес гегемонии США и аристократам из Брюсселя, давно уже оторвавшимся от реальной жизни.
Чешские пилоты НАТО о русских истребителях в небе Балтики
Тем более, Россия – это самый большой и могучий славянский народ, что чехам импонирует. И даже если какой-то прозападник критикует в интернете Россию, то достаточно познакомиться с массой несогласных комментариев к ней, чтобы понять общее настроение людей.
А что остальные братья-славяне? Украинцы сильно подмочили свою репутацию фашистскими замашками в виде реабилитации Бандеры, шествиями со свастикой, тотальной коррупцией и олигархократией. В Беларуси вообще не поймешь что происходит – то ли островок советского социализма, то ли диктатура Батьки. Болгары и бывшая Югославия пытаются выжить в дебрях обрушившегося на них капитализма и кроме пляжей ничего предложить не могут.
Очередное фиаско Эрдогана. Русские своих не сдают.
Но вернемся к «сверкающей витрине». Не только братья-славяне признают заслуги В. Путина на международной арене. Мадлен Олбрайт, происходящую из чешской еврейской семьи, бывшую министра иностранных дел США, не заподозришь в особых симпатиях к России и русским.
В прошлом году она в очередной раз посетила Прагу, где выступила со своим видением мировой политики.
«Мы думали, что после окончания холодной войны окончательно выиграли. Но забыли, что имеем дело с агентом КГБ, который просто играл роль слабого партнера (это она о Путине). Сегодня я вынуждена принести свои извинения Ромни (кандидат на пост президента США в 2012 году) за свой смех над его словами, что Россия остается самым сильным противником США. Я ошибалась. Путин вернул Россию на международную сцену. Сегодня у нас все в Совете безопасности осознают, что Россия является одним из крупнейших противников США и демократических ценностей...
Чешские политики: Что делают войска НАТО на русской границе, когда вторжение идет с юга?
Думаю, что у Путина есть план. Он играет слабыми картами, но играет хорошо. У нас сильные карты, но играем мы плохо. Его план в том, чтобы эта часть Европы принадлежала ему, а не была ни в НАТО, ни в ЕС».
В свое время М. Олбрайт считала себя специалистом по СССР, но после распада «советской империи» пришла к заключению, что эти знания ей теперь не нужны, пишет сервер www.parlamentnilisty.cz. Сегодня она видит, что «в Российской Федерации снова в моде вести себя, как в советские времена. Русские сожалеют о распаде Советского Союза, и Путин на этой ноте играет. Он желает сделать Россию Great Again» (перефразируя лозунг Трампа).
Итак, за последние полвека по большому счету ничего не изменилось: власти России начищают внешнюю витрину, играя на национальной гордости народа, помнящего о былой славе отцов и дедов. Понты дороже денег? Нет, если бы было так просто, то черт с ним. Но ведь все взаимосвязано: если не будешь играть мускулами и бряцать оружием, то заклюют, подкупят и растащат по кускам.
Да вот только ресурсов мало, поэтому, как и в советские времена, приходится поступаться материальным благополучием народа: повышать коммунальные платежи и пенсионный возраст. Народ явно недоволен. А как ему, народу, объяснить, что никак не получается иначе?
Итак, какой выбор сделают россияне?
А кто их, собственно, будет спрашивать? Все уже решено.