Николай Иванович Пирогов (1810-1881) положил начало общественно-педагогическому движению 60-х годов XIX в. Будучи попечителем Одесского и Киевского учебных округов, он способствовал развитию сети школ и выступал за их общедоступность на всех ступенях. Пирогов предложил четырехступенную школьную систему: начальная школа, прогимназия, гимназия, специальная высшая школа. Наиболее приемлемой общеобразовательной школой он считал прогимназию и гимназию.
Отстаивая общечеловеческий характер образования, Пирогов утверждал, что школа должна готовить «истинного человека», обладающего широкими научными познаниями, высокими нравственными убеждениями, свободной и твердой волей, способного устоять перед соблазнами современного общества.
Утверждая нелепость сословного воспитания, разлад между школой и жизнью, выдвигал в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности, готовой отрешиться от эгоистических устремлений ради блага общества, что требует осуществления принципов гуманизма и демократизма на всех ступенях и во всех формах воспитания и обучения. Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна, по Пирогову, строиться на научной основе, принципах преемственности образования, давать знания для практической жизни. Содержание образования и организация учебной работы должны обеспечить развитие умственных способностей, приобретение широкого круга знаний, планомерную подготовку ума к самостоятельной деятельности. Специальное образование может строиться только на основе общего, главная задача которого — составлять постепенное развитие умственных способностей учащегося, восприимчивость его к различным областям знания. Важную роль отводил методам обучения, подчёркивая, что результативен только такой способ преподавания, в котором активен и учитель, и ученик; когда учитель умеет активизировать все духовные (не только умственные) силы учащегося. Отсутствие способности владеть вниманием воспитанников расценивал как источник неудач педагогических воздействий. Большое значение придавал умению педагога учитывать индивидуальные различия в характере и способностях учеников. Успех обучения ставил в зависимость от четырёх факторов: личности ученика, личности учителя, индивидуального подхода, особенности учебного предмета.
Задачи обучения считал подчинёнными воспитанию и нравственному развитию личности. Анализируя сущность воспитания, называл в качестве безусловного руководящего принципа уважение к ребёнку. Необходимым условием успеха в воспитании считал изучение особенностей детской природы, закономерностей психического и физического развития ребёнка, а также знание индивидуальных свойств каждого воспитанника. Важнейшую роль отводил личности воспитателя, отмечая, что высокая нравственность педагога — основа нравственности ребёнка, был противником телесных наказаний. Большой нравственный потенциал видел в развитии познавательных интересов. В процессе воспитания главное внимание уделял выработке высоких нравственных убеждений и цельного мировоззрения. Пирогов был последователем Дж.Локка, трактуя телесное наказание как унижение ребёнка, наносящее непоправимый ущерб его нравственности, приучающее его к рабскому повиновению, основанному лишь на страхе, а не на осмыслении и оценке своих поступков
Взгляды Пирогова оказали большое влияние на развитие русской педагогической мысли и получили большой общественный резонанс. Выдвинутые им принципы получили развитие как в творчестве современников (К. Д. Ушинский, Н. X. Вессель, В. Я. Стоюнин и др.), так и в деятельности представителей следующих поколений, способствовали возникновению широкого движения за изучение ребёнка и разработке научных основ воспитания и обучения.
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы