И.А. Соколянский родился 25 марта (7 апреля по старому стилю) 1889 г. в станице Динской на Кубани, в большой украинской казачьей семье. Еще в раннем детстве Иван Соколянский познакомился с глухими и слепыми людьми. Он сам был глух на правое ухо.
В Петербурге стал посещать публичные общедоступные лекции известных столичных ученых — П.Ф. Лесгафта, А.В. Владимирского и других. Из этих лекций он впервые услышал об успешном обучении слепоглухих Лауры Бриджмен и Елены Келлер в США. Это показалось совершенным чудом науки и так заинтересовало И.А. Соколянского, что осенью 1908 г. он поступил на педагогическое отделение естественно-исторического факультета Психоневрологического института, где под руководством В.М. Бехтерева были сосредоточены крупнейшие научные силы в области физиологии, лингвистики и педагогики. И.А. Соколянский отдельно занимался по курсу экспериментальной психологии у профессора Н.Ф. Лазурского, посещал частный психологический семинар профессора А.Н. Нечаева.
В Психоневрологическом институте закладывался новый для того времени опыт строго объективного изучения ребенка — изучения его поведения, мимики, речи в соответствии с внешними возбудителями, настроениями и наследственными особенностями.
Работа с слепоглухими детьми способствовала выработке его собственных взглядов на воспитание и обучение детей. Он считал тогда, что подавляющее большинство современных ему методик обучения не соответствует природе детства. Видел в детской эмоциональности то главное, на что должен опираться педагог при обучении ребенка. «Детские переживания, современность и организация на основе этих переживаний положительных знаний должны быть отправными путями для построения методики. Детская эмоция является началом «знаний», источником «интереса», «активности». Через формирование детской эмоции следует переходить к привитию знаний...»
«В 1925 г. я напечатал «Артикуляционные схемы». Там я выставил именно проблему “потребности” в живой речи у глухого и что это и есть главное в теории и практике вопроса», пишет Соколянский. Этот метод был построен как целиком рефлексологический.
«Целая школа под руководством И.А. Соколянского разрабатывает новую методику обучения глухонемых речи на основе этого учения и достигает при этом поразительных практических результатов, и теоретических положений, предвосхищающих построения самой прогрессивной европейской сурдопедагогики» - писал Л.С. Выготский.
И.После знаменитого партийного постановления 1936 г. и разгрома педологии школа для слепоглухонемых была закрыта постановлением Наркомпроса Украины, согласно которому слепоглухонемые дети были приравнены к категории глубоко умственно отсталых детей.
12 октября 1937 г. И.А. Соколянский был арестован по обвинению «в принадлежности к антисоветской национально-террористической организации» и находился в тюрьме до освобождения 21 мая 1939 г. «в связи с прекращением дела». К Ко времени освобождения И.А. Соколянского помещение школы клиники слепоглухих было отобрано и почти все его слепоглухие воспитанники переведены в инвалидный дом, где ими никто специально не занимался и они стали быстро деградировать.
Источник: Т.А. Басилова. О Соколянском и его методах обучения глухих и слепоглухих детей, так интересовавших Выготского
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы