Специалисты Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость изучили состояние рынка участков без подряда (УБП) в Московской области. Так, на протяжении пяти лет доля земельных наделов в предложении на «первичке» постоянно росла и к настоящему моменту достигает 72%. В прошлом году 84% новых поселков целиком состояли из УБП. Несмотря на кажущееся изобилие, лишь каждый пятый подобный проект отвечает таким запросам клиентов, как наличие коммуникаций, инфраструктуры, охраны и т.д. И хотя средняя стоимость земельного надела на «первичке» равна 2,8 млн руб., 86% покупателей выбирают объекты дешевле 2 млн руб. Однако приобрести участок — еще половина дела: по данным экспертов компании, только 10% землевладельцев строят дом в первый год после покупки, 40% УБП так и остаются пустыми.
Сейчас участки без подряда занимают 72% предложения на подмосковной первичной «загородке». С 2018 года доля этого формата не опускалась ниже отметки 70%, в то время как на протяжении 2015—2017 гг. присутствие земельных участков в экспозиции ограничивалось 63–67%. Впрочем, уверенное лидирование УБП объяснимо: с каждым годом число выходящих на рынок проектов с застройкой снижается. Так, в 2019-м поселки, полностью состоящие из земельных наделов, составили 84% нового предложения.
«Качественный проект с УБП отличается рядом характеристик, — рассказывает руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость Дмитрий Таганов. — Во-первых, это центральные коммуникации. Во-вторых, там должны быть урегулированы юридические вопросы: корректно определена категория земель, проведено межевание участков. Немаловажно состояние самого поселка, степень его благоустройства, наличие инфраструктуры. Наконец, должен быть решен вопрос с ограждением, охраной и безопасностью жителей. По моим оценкам, проектов, отвечающих таким требованиям, в Подмосковье не более 20%».
Специалисты компании утверждают, что в реальности покупатель чаще всего получает обещания о проведении электричества, обустройстве дорог и организации охраны в поселке, но они так и остаются словами. Впрочем, «прививка от наивности» иногда не помешает и самим покупателям УБП.
«Люди, приобретающие участки, не всегда осознают, что и ради чего они делают, — говорит Дмитрий Таганов. — Они могут купить гектар земли, представляя, как однажды построят на нем поместье, а в итоге появляются там несколько раз и мучаются, пытаясь потом его продать. В целом, не больше 10% покупателей УБП строят дом в течение года, а в 40% случаев голый участок так и остается таковым. Чем дальше надел находится от Москвы, тем меньше шансов на его застройку».
Выгодно продать свой участок сегодня почти невозможно: если на «первичке» средняя стоимость УБП составляет 2,8 млн руб., то на вторичном рынке — 1,9 млн руб. При этом 42% покупателей выбирают надел ценой до 0,5 млн руб., 44% — от 0,5 до 2 млн руб. и всего 14% — дороже 2 млн руб.
В настоящий момент в структуре продаж на первичной «загородке» на УБП приходится 75% сделок, в прошлом году этот показатель равнялся 70%, пять лет назад — 58%. Однако положительная динамика объясняется не столько ростом популярности формата, сколько увеличением его доли в предложении.
Эксперты компании отмечают, что у покупателей особенно востребованы участки в красивых природных локациях, желательно с наличием в пешей доступности лесов, водоемов и необходимой инфраструктуры, при этом желательна хорошая транспортная доступность, расстояние до 50 км от МКАД и хотя бы минимальный набор коммуникаций.
«Направление клиенты чаще всего выбирают, исходя из своего места проживания в Москве, — комментирует Дмитрий Таганов. — Впрочем, если покупатель хочет найти максимально бюджетный объект, есть смысл рассмотреть восточные направления, а если, например, он ищет участок у большой воды — в таком случае ему стоит обратить внимание на север и запад области».