Последним аккордом моего весеннего путешествия на Западную Украину стала Антоновская узкоколейная железная дорога на севере Ровенской области. Узкоколейка, извилисто проходящая по украинскому Полесью, — одна из трёх оставшихся УЖД Украины с регулярным пассажирским движением.
Начинается эта малая стальная магистраль на небольшой станции Антоновка железнодорожной линии широкой колеи Киев-Ковель, между Сарнами и Ковелем. Сюда я и прибыл в 4 часа утра на поезде Львов-Киев, возвращаясь домой из далёкого отсюда Закарпатья. Высадившись на тёмной платформе, поспешил на свет единственного фонаря у здания станции. Главный вход в вокзал был закрыт и я начал обходить строение в темноте. Мои блуждания во тьме не остались незамеченными, вскоре из бокового дверного проёма станционного здания показалась женщина, дежурная по станции: «Хто тут на вокзалі?» Я спросил про узкоколейный поезд, она ответила, что он отправится в 6-40 утра, как и значилось в интернет-расписании. «Зараз я вам вокзал відкрию». В зале ожидания небольшого вокзала сталинской постройки я пробыл до шести утра, успев замёрзнуть и надеть на себя всю имевшуюся одежду. На улице было около 5 градусов тепла, а на вокзале немногим больше.
Из Антоновки узкоколейка на протяжении 106 километров идёт на север Ровенской области в районный город Заречное, который расположился почти у самой границы с Беларусью. Поезд преодолевает всю длину Антоновской дороги за 4 часа с небольшим. Состав из старенького тепловоза ТУ2, построенного через три года после смерти Сталина, и двух, также видавших виды, вагончиков, местные жители ласково называют «поездком» или «кукушкой». Журналисты же его кличут «полесским трамваем».
Когда была построена эта дорога точно неизвестно. Известный магистр узкоколейных и иных железных дорог Сергей Болашенко предполагает, что её начали строить в 1895 году. Перед войной с Гитлером дорога из Антоновки доходила лишь до села Кухотская Воля, а на промежуточной станции Хиночи к ней примыкала ветка из города Дубровица, сейчас это райцентр Ровенской области. Последний участок после войны был разобран или просто не восстановлен, а от окрестностей Кухотской Воли к концу 60-х УЖД довели до Заречного. Если предложенная Болашенко дата начала строительства дороги верна, то она указывает на то, что сначала наша узкоколейка появилась скорее не в Антоновке, куда железная дорога широкой колеи пришла только в 1902, а именно в Дубровице, где проходит железнодорожная линия Лунинец-Сарны, открытая в 1885 году. Всё-таки нет смысла вести лесовозную узкоколейку не к большой железнодорожной магистрали, а к рядовой деревушке, коей была Антоновка.
В шесть утра я вышел из здания вокзала под пасмурное полесское небо, чтобы перед отъездом осмотреть депо, где ремонтируют и обслуживают узкоколейную технику. Депо находится в нескольких сотнях метров от вокзального здания. Рядом с перронами ширококолейной дороги находится и платформа её младшей сестры. Отсюда я позже и поехал.
750-миллиметровая колея пересекает местную улицу и уходит к депо. Вот и оно, а на пути стоят два вагончика «поездка». Вскоре к ним прицепится тепловоз и дотолкает к посадочной платформе у вокзала.
Здание справа, по всей видимости, служит вагонным депо, а постройка слева, поменьше, — локомотивным. Разделяет их вереница старых грузовых платформ. Раньше по Антоновской узкоколейке возили не только пассажиров, но и грузы — лес, в основном. Недалеко отсюда ещё сохраняется перегрузочный комплекс с поездов узкой колеи на поезда широкой, но я там не побывал.
Теперь эта железная дорога используется и в туристических целях. Надпись «Бурштиновый шлях» на вагоне переводится как «Янтарный путь». Причём здесь янтарь я расскажу ниже.
Перед зданиями депо устроен ПТОЛ — пункт технического обслуживания локомотивов. Здесь тепловоз проходит осмотр перед рейсом.
Глядя от депо в сторону Заречного, виден единственный светофор этой линии. На остальных станциях Антоновской узкоколейки движению помогали семафоры, но сейчас, похоже, они уже не используются.
Осмотрев депо, я вернулся к вокзалу и посадочной платформе узкоколейки. Вскоре прошёл дизель на Сарны, а на узкоколейную платформу вышли две бабушки. Через 10 минут со стороны депо показался наш поезд. Короткая посадка, и мы в пути. Кроме меня и тех двух женщин, поначалу в вагоне были лишь три работницы железной дороги, одна из которых обилечивала пассажиров. Но на промежуточных сельских остановках люди подсаживались и к конечному пункту поездки — Заречному — вагоны почти полностью заполнились.
Отопление в вагоне не действовало, было довольно холодно, мёрзли ноги. Во время 4-часового пути я почти не фотографировал, но снимал видео (в конце поста).
Полесская равнина возле одного из сёл. Импровизированное футбольное поле, лошади, коровы.
Привычная для украинского и белорусского Полесья картина: гнездо аиста на столбе и, украшенный цветными лентами, крест на въезде в село.
Многие, наверное, слышали, что с 2014 года в Ровенской области местные жители самостоятельно и нелегально добывают янтарь. На фото одно из мест разработки полесского янтаря. Незаконной добыче противостоит СБУ, кого-то вроде бы даже посадили. В Заречном были митинги против запрета на добычу.
Полесье вообще богато полезными ископаемыми. В районе Кухотской Воли, что почти по пути следования поезда, в конце 1980-х было обнаружено месторождение алмазов. Ценный минерал планировали добывать, а для вывоза сырья переложить часть узкоколейки на широкую колею. Но что-то пошло не так.
Станция Владимирец. В нескольких километрах отсюда ещё один районный центр — одноимённый ПГТ.
Одним из самых интересных мест Антоновской УЖД является 153-метровый железнодорожный мост на деревянных (!) опорах через реку Стыр (Стырь), приток Припяти. Проезд по нему зафиксирован в видео в конце поста.
Наконец, прибываем на конечную станцию Заречное. Выхожу из вагона, в нос вливается приятный запах жжёной древесины — рядом со станцией работает лесозаготовительное предприятие. Пассажиры расходятся и разъезжаются на ожидавших их автомобилях по своим делам. Мимо вокзального здания, пребывающего в заброшенном виде.
Старичок ТУ2, построенный в Калуге в 1956 году, отцепляется и заходит к вагонам с другой стороны. Ручную стрелку для него переводит одна из железнодорожниц, приехавших сюда в вагоне.
На станции сохранился семафор, но он по всей видимости, больше не используется. Управляли им от стрелки.
И вот «поездок» готов к обратному пути в Антоновку. Каждый день, кроме четверга.
Я же обратно в Антоновку не поехал, а на автобусе из Заречного добрался до городка Дубровица, где погулял и поел в пиццерии. Затем на украинском дизеле доехал до пограничной станции Удрицк, прошёл таможню и сел в белорусский дизель-поезд до Лунинца. Оттуда ночной поезд доставил меня домой — в Витебск.
Напоследок, видео, снятое по пути и на конечных станциях дороги. На кадрах Антоновка и Заречное, сёла и природа Полесья, места добычи янтаря и мост через Стыр.