Контакт - это ощущение слаженной работы, резонанса в паре терапевт-клиент. И с большинством клиентов мы его чувствуем. Но бывает так, что контакт не происходит. Это ощущается, как стена между вами. Интерпретации и метафоры улетают в "молоко". Клиент кажется закрытым. Вы с трудом понимаете, что происходит в его внутреннем мире. Возможно, он также принимает вас "в штыки" и реагирует отвержением на любую предложенную практику. Что делать, если с клиентом нет контакта?
Для начала разберемся в причинах
Я выделяю 3 причины отсутствия контакта:
Перенос. Клиент переносит на вас значимую фигуру из прошлого, с которой контакта не было, но очень хотелось его иметь. Ваши отношения воспроизводят контакт с этим человеком.
Контр-перенос. Возможно, клиент напоминает кого-то из вашего прошлого. Или вы ощущаете отстраненность кого-то из жизни клиента.
Это не ваш клиент. Возможно, вы не подходите друг другу как люди. Так тоже бывает, и это нормально.
Что делать?
Исследовать. Когда вы еще испытываете подобную отстраненность? Что чувствует клиент на сеансах? Попробуйте вместе найти метафору ваших встреч.
Спрашивать. Чувствует ли отстраненность клиент. В чем для него она проявляется? Возможно, клиент отстраняется неосознанно. Например, из-за негативного опыта посещения психолога.
Рефлексировать. Про что для вас эта отстраненность? Как она вписывается в запрос клиента и динамику работы?
Супервизироваться. Иногда лучше всего помогает взять супервизию или обсудить кейс на интервизорской группе. Поддерживающий и безоценочный взгляд со стороны в сложных ситуациях не бывает лишним.
Часто ощущаете отсутствие контакта с клиентом? Что делаете в таких случаях?