Найти тему
Стив Май

Смысловое чтение в физике: вопросы к тексту

Оглавление

Продолжаю цикл статей-практикумов о развитии смыслового чтения на уроках физики. Предыдущие:

Понять условие задачи
О смысловом чтении
Смысловое чтение в физике: текст задачи
Смысловое чтение в физике: "скрытые" данные

Один из самых популярных способов научить смысловому чтению текстов - предложить ученику задавать вопросы к тексту. Наверное, это и один из самых действенных методов, потому что текст осмысливается человеком только тогда, когда к этому тексту имеется конкретный вопрос. Для художественного текста это может быть что-нибудь типа "кто убийца?" Пытаясь ответить на этот вопрос, мы будем читать очень внимательно, обращать внимание на каждую мелочь. Мы поймём текст.

Напротив, когда к тексту у нас не возникает вопросов, то чтение становится нудным, скучным. Текст сразу теряет смысл.

Как научить ребёнка задавать вопросы к тексту?

Художественную книгу мы берём в руки уже с вопросом к ней. Хотя бы таким, как описано выше. А текст физической задачи, или параграфа, ученик начинает читать не имея к нему вопросов. (У тех, кто имеют, нет проблем.)

В принципе, можно, задавать любые вопросы (так я понял предложение в комментариях). Но вот какой момент: вернитесь немного назад, прочитайте ещё раз вопрос. Вы поняли, о какой книге идёт речь? Может, не конкретно, хотя бы жанр назвать сможете? Уверен, что да.

Каждая сфера имеет свои смысловые вопросы. И да, мы можем попытаться задать вопрос к задаче № 365(363) из сборника Рымкевича: "кто убийца?" Но поможет ли этот вопрос понять смысл текста и решить задачу?

Контекст всегда предлагает нам уже готовый набор вопросов, с которым мы читаем текст. А это значит, что нужно знать этот набор вопросов, чтобы прочитать текст. Нужно, но недостаточно.

Иерархия вопросов к физическому тексту

Вопросы к текстам можно разделить на уровни.

Самый начальный - уровень понимания отдельных слов и словосочетаний - вопросы "что такое?" и "что значит?" На них я не буду останавливаться в этот раз, потому что они не предполагают однозначных ответов, и это потянет на целую монографию.

Второй уровень - уровень принципиального понимания ситуации. Тут вопросы "кто?", "что делает?" и "что происходит?" Они позволяют выявить объекты, явления и ситуации - именно то, что в физике является основным. Практически все ответы на эти вопросы укладываются в одно-два слова. Кто? - Пуля. Что делает? - Летит. Что происходит? - Равноускоренное движение. При минимальной подготовке ученика и сложном тексте, попытки ответить на эти вопросы уже сами по себе могут перерасти в отдельную задачу. Например, бывает, что главное действующее лицо вообще не удаётся сразу опознать. В ход идёт синтаксический разбор предложения, выявление подлежащего (существительного).

Третий уровень - уровень качественного описания ситуации. Здесь будут вопросы "какой?" и "как происходит?" Если с принципиальной точки зрения понять, что пуля в задаче летит, не мудрено, и для многих учеников очевидно, то вопросы из этой группы часто вызывают просто недоумение. Как пуля летит? Вот так - вжжжжжжж. Многие, если не все ответы на эти вопросы относятся к разряду "скрытых" данных или (как я их называю) условных обозначений. В каком-то смысле, здесь в новом свете играет начальный уровень. Что значит "квазистатически", наверное, ученик догадается спросить, но что значит "горизонтально" - уже нет, потому что слово-то знакомое.

Последовательное задавание вопросов этих трёх уровней позволят создать "стерильный текст", как я рекомендовал в статье (текст задачи).

Сколько...?

Четвёртый уровень, нужный уже непосредственно не для понимания текста, а для решения задачи - величинообразующие вопросы. Я бы его назвал "уровнем над уровнями", потому что задавание конкретных вопросов, начинающихся со слова "сколько...?" позволяет ученику реально войти в ситуацию, описанную в задаче, прожить её вместе с героями. И сразу выявляются (в первую очередь для него самого) все пробелы на предыдущих уровнях. Уже при попытке сформулировать и озвучить свою мысль, ученик подсознательно будет пытаться найти и ответ на этот вопрос.

В простых случаях бывает и так: ученик перечисляет вопросы "сколько...?", попутно (по возможности) отвечая на них конкретными числами. В какой-то момент, ответы он начинает брать не из текста задачи, а из головы - правильные ответы. Вычисляет на лету, даже не задумываясь о том, как он это сделал. И уже учителю приходится его останавливать, когда он называет вопрос из текста задачи и ответ на него. А если вопрос ученика не совпадает с текстом вопроса из задачи (но совпадает по смыслу), то он долго смотрит на него и говорит, что это вообще-то другой вопрос, и задачу он решить всё равно не может. "Дак это что - уже ответ что ли?"

Я не смогу описать принцип действия этого магического для физики и математики (да и для других предметов зачастую тоже) вопроса в короткой статье, но именно вопросы, начинающиеся со слова "сколько...?" позволяют решить незнакомую задачу. Остальные вопросы - нет.

Ктó же задаёт вопросы к текстам

Обратите внимание вот на что: первые три уровня составляют вопросы, не требующие изменений при переходе к новой задаче. Возможно, на них потребуется отвечать два, три раза за задачу (бывает несколько действующих лиц, или несколько процессов). Но самих вопросов это не поменяет.

Когда учитель предлагает задавать любые вопросы к тексту, он имеет в виду любые, которые закончатся этими. Ученики будут задавать вопросы, до тех пор, пока не спросят: кто?, что делал?, как он это делал? и какой он?, попутно выяснив значения незнакомых слов. Один, может, два раза помучить ребёнка можно, чтобы он поперебирал вопросы, и понял, что реально ему помогут только эти. Но потом эти вопросы может задавать и учитель. Они достаточно простые, чтобы не вытягивать их каждый раз из ученика.

А вот вопросы "сколько...?" - это видение ребёнком числовых характеристик ситуации. Но если их будет задавать учитель, то это будет видение ситуации учителем. Поэтому эти вопросы учитель может подсказать только в самом крайнем случае, когда видно, что ученик сам не догадается до этой величины.

Заключение

Часто бывает, что этого комплекта вопросов (если они заданы до конца) вполне хватает, чтобы решить задачу целиком. В физике не всегда очевидно, как связаны между собой ответы на вопросы "сколько" (формулы), да и не всегда очевидны сами величины (попробуй догадайся, что есть смысл выяснять, сколько весит кубический метр вещества, из которого изготовлен гвоздь).

Кроме того, именно в физике встречаются величины-разности (дельта-величины), те, которые отвечают на вопрос "на сколько...?", и величины-отношения ("во сколько раз...?"). Для первичной подготовки, лучше исключить тексты задач с этими величинами.

В комментариях к одной моей статье мне написали очень интересную мысль. Я её ещё разовью, но здесь это будет просто к слову:

Стив Май, Вы можете ещё сотню статей написать, но я не могу вместо конкретного "Второго закона Ньютона" (9 класс) учить читать и учить умножать. Смысловое чтение применяю редко именно по причине не умения детей читать. Я тогда свою, "физическую" тему просто не реализую на данном конкретном уроке. <...>

И вот что важнее для человека в жизни: знание наизусть закона Ньютона, или умение прочитать закон Ньютона?

Наука
7 млн интересуются