Найти тему
Точка ART

Лучшие выставки и спектакли ближайшей недели: традиционный дайджест журнала "Точка ART"

Журнал об искусстве Точка ART подготовил традиционный еженедельный дайджест главных событий в культурной жизни Петербурга и Москвы на неделю с 12 по 19 марта.

Куда сходить и что посмотреть на выходных и в ближайшую неделю — читайте в нашем материале.

Выставка «Сказка на ночь»
4 марта — 5 апреля
Музей-усадьба Г. Р. Державина, Санкт-Петербург

М. А. Врубель. «Сказка». 1890-е © Музей-усадьба Г. Р. Державина
М. А. Врубель. «Сказка». 1890-е © Музей-усадьба Г. Р. Державина

На выставке, разместившейся в Западном корпусе, представлены живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства из Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево».

Сказка питает образный, эмоциональный мир человека с самого детства, оставляет в нём на всю жизнь некий чудесный островок волшебства, который бережёт взрослого от чёрствости и душевного старения. Тесно связанные со всеми другими памятниками народного творчества, сказки представляют много любопытного и в художественном отношении. Не случайно участники Абрамцевского (Мамонтовского) кружка, которые живо откликнулись в 1880-е годы на идею сохранения памятников народного искусства, отразивших в своих орнаментах древний эпос, не прошли мимо сказки. Этот интерес отразился не только в живописи, но и в многочисленных произведениях декоративно-прикладного искусства, а также в архитектуре. Елена и Василий Поленовы, Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Валентин Серов, Александр Парамонов нередко черпали своё вдохновение в фольклорных источниках.

Почему надо идти: тема сказки, актуальная этой весной (Третьяковская галерея так же открыла выставку «Русская сказка. От Васнецова до сих пор»), по-своему раскрыта в Музее-усадьбе Г.Р. Державина. Посетители смогут погрузиться в сказочную атмосферу Абрамцева, принять участие в мастер-классе, покачать люльку, попробовать свои силы в роли сказочника и послушать сказки. Выставка будет особенно интересна для родителей с детьми, которые смогут найти или придумать свою сказку.

Выставка «Зенит андеграунда»
DiDi Gallery, Санкт-Петербург
5 марта — 5 апреля

Александр Ситников. Концерт, 1991- 2018 © DiDi Gallery
Александр Ситников. Концерт, 1991- 2018 © DiDi Gallery

Выставка коллекционного искусства «Зенит андеграунда» посвящена творчеству неофициальных художников «второй волны» русского авангарда — периода между 1950-ми и 1980-ми годами. Экспозиция эклектична и включает работы московских и ленинградских нонконформистов, абстракционистов и примитивистов. Они создавали свою, независимую эстетику, их творческий поиск был свободен, несмотря на государственную идеологию и власть. Многих из них объединил спиритуализм, обладающий тогда очень сильным революционным потенциалом.

На выставке будут представлены работы Евгения Михнова-Войтенко — лидера старшего поколения ленинградского андеграунда, и его современника Михаила Кулакова — московского художника, позже эмигрировавшего в Италию, Леонида Борисова, Александра Ситникова, Сергея Ковальского, Игоря Тишина, Дмитрия Краснопевцева, Евгения Рухина, Левона Лазарева, Аркадия Петрова, Леонида Борисова, Елены Фигуриной, Ольги Булгаковой и Натальи Ситниковой.

Почему надо идти: работы художников советского андеграунда очень интересны в контексте сегодняшнего дня.

Выставка «Гендерный баланс»
Галерея Cubed, Москва
6 марта — 5 апреля

Ольга Орната. © Галерея Cubed
Ольга Орната. © Галерея Cubed

Выставка Олега Бородина, Ольги Орната и Вари Щука, молодых московских художников, работающих в технике коллажа — про равенство женщин и мужчин на всех уровнях организационной структуры. Это определение, указанное в «Словаре гендерных терминов» на первый взгляд кажется актуальным, однако, не учитывает проблему гендерной идентичности внутри отдельного человека, его возможное несоответствие женскому или мужскому идеалам и поиск гендерного баланса внутри себя.

В период «гендерных» праздников и разговоров об уместности тех или иных публичных высказываний, поздравлений и даже подарков, молодые московские художники показывают работы, которые затрагивают тему мужского и женского, причем, как на общественном, так и на личностном уровне. Что касается гендерного баланса этой выставки, то тут очевидна положительная дискриминация, являющейся частью кураторской концепции.

Почему надо идти: выставка затрагивает актуальные современные темы и интересна альтернативным взглядом художников на устоявшиеся стереотипы.

Премьера Шведского театра Турку «Women 3»
Молодежный театр на Фонтанке, Санкт-Петербург
13 марта, в 19:00

«Women 3». © Пресс-служба Молодежного театра на Фонтанке
«Women 3». © Пресс-служба Молодежного театра на Фонтанке

Старейший театр Финляндии Åbo Svenska Teater (Шведский театр Турку) впервые за свою почти двухвековую свою историю выступит на российской сцене. Свою последнюю премьеру спектакль «Women 3» в постановке финского режиссера и писательницы Туве Аппельгрен покажут на Малой сцене Молодежного театра на Фонтанке.

Три героини, три возраста, три судьбы… Как повлиять на свое будущее в 19? Стоит ли ненавидеть судьбу в 43? Каково это — мириться с прошлым в 70? У героинь спектакля нет собственных имен, создатели оставили им только возраст. В юной максималистке 19 бурлит пылкость молодости, она твердо знает, чего хочет, и уверена, что будет счастлива. Разочарованная 43, напротив, недовольна своей действительностью: мечтам, как она считает, уже не суждено осуществиться, а судьба продолжает посылать ей все новые и новые испытания. За плечами у самой старшей героини, 70, — интересная, насыщенная жизнь, и настало время оглянуться назад и осмыслить пройденный путь.

Продолжительность спектакля: 1 час 10 минут (без антракта). Спектакль идет на шведском языке с русскими субтитрами.

Почему надо идти: Критики назвали пьесу Women 3, специально написанную для Шведского театра драматургом Йессикой Эден, «душераздирающей вакциной, которая так нужна современной финско-шведской драме». Спектакль-триптих — монолог о природе женского мужества и трудностях, с которыми может столкнуться каждый, актуален в наши дни, как никогда.

Выставка «Саора. Племя. Индия»
Музей Востока, Москва
13 марта — 29 марта

Фото Антона Малькова
Фото Антона Малькова

Выставка в музее Востока, созданная по материалам экспедиций этнографа Алексея Иванова, посвящена памяти востоковеда-индолога Людмилы Васильевны Савельевой.

В экспозиции представлены 70 фотографий, выполненных молодым фотографом Антоном Мальковым, сумевшим почувствовать и передать самобытность племени, традиции и обычаи которого веками не изменялись. Экспозицию дополняют предметы из собрания Государственного музея Востока — коллекция скульптуры малых форм и сосудов, выполненных в традиционной индийской технике бронзового литья дхокра, в основе которой — литье по «утраченной восковой модели». Самобытные произведения искусства с древних времен выплавлялись в племенах, живущих на территории современных Джаркханда, Ориссы (Одиши), Чхаттисгарха, Андхра-Прадеша, Мадхья-Прадеша и Западной Бенгалии. Создатели техники дхокра, вдохновлялись мотивами окружающей природы, которой поклонялись населявшие эти территории и исповедовавшие анимизм племена аборигенов. Все скульптуры отличаются богатством рельефного узора, покрывающего их в виде плетёнки, волнистых полос, спиралей.

Почему надо идти: выставка дарит уникальную возможность проникнуть в закрытые для туристов отдаленные районы, где живут представители этнической группы Саора — народа, сохранившего память о дальнем пути предков, история которого началась около 8 тысяч лет назад. Посетители смогут увидеть недоступную для обычных путешественников Индию глазами этнографа Алексея Иванова, многолетние исследования которого проводились в селениях саора, главным образом в штате Андхра Прадеш.

Лекция Ивана Чечота «Эгон Шиле и его посмертная судьба»
Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
14 марта, 15:00

Эгон Шиле. Четыре дерева. 1917. Холст, масло. Бельведер, Вена (Австрия)
Эгон Шиле. Четыре дерева. 1917. Холст, масло. Бельведер, Вена (Австрия)

Лекция знаменитого петербургского искусствоведа Ивана Дмитриевича Чечота — попытка создать обобщенный образ Эгона Шиле в истории искусства, взглянув на него глазами не только удивленных зрителей, но и исследователей. Публика познакомится с городами, сыгравшими важную роль в жизни художника, а также узнает ответ на вопрос о месте Шиле в истории модернизма и его роли в культуре постмодернистского информационного общества.

Лекция пройдет в Актовом зале нового здания РНБ на Московском пр., д 165/2. Вход свободный.

Почему надо идти: лекция поможет рассмотреть творчество ярчайшего живописца Эгона Шиле в широком контексте культуры, от популярной до самой сложной, проследить судьбу произведений в художественной критике, в государственных и частных музеях, на рынке искусств.

Выставка «Игра с облаками»
МИСП, Санкт-Петербург
17 марта — 12 апреля

Евгений Расторгуев. Бегущий пейзаж. 2008 © МИСП
Евгений Расторгуев. Бегущий пейзаж. 2008 © МИСП

«Игра с облаками» — это показ произведений Евгения Расторгуева, московского живописца, скульптора, книжного графика, одного из представителей либерального крыла Московского Союза художников. Все его картины объединены особым ощущением времени и пространства, наполненных добродушным юмором, трепетным отношением к прошлому и настоящему.

На выставке в МИСПе Евгений Расторгуев предстанет перед зрителями как удивительный сочинитель-фантазер, пытающийся осовременить незамысловатую жизнь русской провинции, выбирающий в качестве героев для своих работ типажи, характерные для первой четверти ХХ века: мужиков, продавцов, франтов, парикмахеров, фокусников и картёжников, которые всё равно несут в себе черты современности: в них, как в проявлениях русского ментального кода, Расторгуев видит и мир сегодняшний.

Кроме живописных работ на выставке будут представлены скульптуры, основой для которых послужили традиционные формы городецкой глиняной игрушки. В небольших скульптурах мастера тоже соединились исконная и современная образность. Для них была разработана собственная техника и найден главный формообразующий элемент, напоминающий керамическую кринку.

Почему надо идти: экспозиция выставки, включающая в себя более 30 живописных работ и 13 скульптур, представляет зрителю редкое собрание произведений Расторгуева, созданных за четыре десятилетия с 1970 по 2000-е годы.

Весенний аукцион современного искусства STURM
BERTHOLDE CENTRE, Санкт-Петербург
18 марта в 20:00

Эрик Бронза. Натюрморт. 2020. Холст, акрил.
Эрик Бронза. Натюрморт. 2020. Холст, акрил.

На событийной площадке BERTHOLDE CENTRE состоится Весенний аукцион современного искусства STURM, организованный одноименной кураторской группой из Санкт-Петербурга. В каталоге аукциона представлен 61 лот, 49 российских художников, в число которых входят как уже состоявшиеся авторы (Владислав Мамышев-Монро, Сергей Ануфриев, Боб Кошелохов, Нестор Энгельке), так и молодые художники (Эрик Бронза, Алиса Горелова, Полина Майер, Максим Савва).

Аукцион будет проходить в Online и Offline форматах. Подробнее об условиях участия и предаукционной выставке читайте в нашем материале здесь.

Почему надо идти: прекрасная возможность приобрести произведения современных художников.

Презентация книги «Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии от А до Я»
Союз Театральный деятелей, Санкт-Петербург
18 марта, в 17:00

-9

В Карельской гостиной Санкт-Петербургского отделения Союза театральных деятелей России на Невском пр., д. 84-86 состоится презентация книги «Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии от А до Я». Театр представляет это уникальное издание в ознаменование 90-летнего юбилея, празднование которого 17 сентября 2019 года открыло текущий театральный сезон коллектива.

Не имеющая аналогов книга-энциклопедия, работа над которой велась почти пять лет, насчитывает 652 страницы, в ней более 500 биографий и около 2000 фотографий. В качестве составителей выступили заведующая литературной частью театра Марина Годлевская и историк театра и кино Сергей Николаев.

В качестве подарка от театра всем поклонникам жанра оперетты и музыкальной комедии по окончании торжественной части состоится выступление ведущих солистов театра.

Почему надо идти: в книге формата впервые собраны и упорядочены сведения об артистах, спектаклях, режиссерах, авторах и руководителях Театра Музыкальной комедии.

«Поэтический календарь Бориса Пастернака»
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург
20 марта, 18:30

© Музей Анны Ахматовой
© Музей Анны Ахматовой

В 2020 году отмечают 130 лет со дня рождения Бориса Пастернака. Поэт оставил нам в наследство удивительный календарь, запечатленный в лирике всей его жизни, от начала — и до последнего стихотворения. Начало известности Пастернака положило стихотворение «Февраль» («Февраль. Достать чернил и плакать…). Всю его поэзию пронизывают стихи, обозначающие смену времен года, даже месяцев, рисующие детально и удивленно особенности явлений природы, таких как гроза, оттепель, капель, иней, рассвет, закат — в Москве и Подмосковье, в Переделкино.

В названиях стихотворений Пастернак фиксирует времена года и их оттенки — «Зима», «Зимняя ночь», «Зимнее утро», «Иней», «Метель», «Весна», «Звезды летом», «Лето», «Сон в летнюю ночь», «Летний день», «Зимние праздники», даже месяцы — «Август», «Июльская гроза», «Январь 1919» и так далее, во множестве деталей доходя почти до конкретных дат.

Почему надо идти: «Поэтический календарь Бориса Пастернака» может гармонично войти в каждый дом, развеять миф о невероятно «сложной», мало кому доступной лирике. Каждый месяц календаря сопровождается цитатами и небольшим авторским эссе. Иллюстративный ряд — воспроизведения графики и фото современников поэта. Издание представит Наталья Иванова — автор идеи и составитель, заместитель главного редактора журнала «Знамя