Фитнес-агрегаторы – платформы, предоставляющие пользователю возможность приобрести универсальный фитнес-абонемент во множество клубов и студий-партнеров. Используя единую базу доступных занятий и мобильное приложение, клиент может чередовать различные виды фитнес-активностей по своему выбору в наиболее удобное время, а также получать новый спортивный опыт. На сегодняшний день по всему миру функционируют различные региональные фитнес-агрегаторы, лидер европейского рынка - Somuchmore, в Азии популярен Kfit. Однако, мировым лидером по количеству пользователей и первопроходцем в отрасли является ClassPass, начавший свою работу в 2012 году в США.
На период августа 2019 года ClassPass пользуются 120 миллионов американцев, еженедельно резервируя более миллиона занятий из 15 миллионов вариантов, доступных в глобальном каталоге системы. Всего на данный момент пользователи ClassPass посетили c помощью системы 65 миллионов занятий по фитнесу. Помимо США платформой не менее активно пользуются в Великобритании, Канаде, Аргентине. ClassPass сотрудничает с 20 000 фитнес-клубов и студий в сотнях городов и 15 странах мира, планируя дальнейшую экспансию.
На начальных этапах владельцы фитнес-объектов расценивали систему ClassPass исключительно как способ привлечения новых клиентов. Сейчас же ключевое преимущество сотрудничества с ClassPass для партнеров состоит в том, что агрегатор помогает задействовать вакантные ресурсы – тренажеры, места на групповых тренировках – которые не используются непосредственными клиентами клубов. Динамическая модель ценообразования ClassPass позволяет снижать цены на занятия в наименее популярные часы посещений для заполнения залов и повышать – в часы пик. Благодаря данной модели ключевое стремление пользователей системы - подстроить занятия под личный график - не вступает в конфликт с бизнесом партнеров. В данном вопросе компания использует разработки SmartSpot и SmartRate, позволяющие анализировать историю посещений тренировок и формировать динамические изменения цены.
На российском рынке фитнес-агрегаторов в 2019 году можно выделить двух наиболее крупных игроков: FitMost и OneFit, оба начавших свою работу в 2016 году. На настоящий момент партнеры FitMost сконцентрированы в 6 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Новосибирске, Екатеринбурге и Казани. Москвичам платформа предлагает позаниматься в 541 клубе и студии столицы, от сайклинга и йоги до классического тренажерного зала и бассейна. В качестве оплаты занятий выступают условные баллы – внутренняя валюта системы. OneFit имеет схожую модель, сотрудничая с меньшим количеством клубов и предлагая месячные абонементы за более низкую стоимость. Однако, второй агрегатор предлагает пользователю также и безлимитные месячные посещения спортивных занятий.
На настоящий момент оба агрегатора действуют по модели, описанной ранее как первоначальная модель ClassPass, основанной на привлечении партнерам притока новых клиентов, что позволяет договариваться о скидках от розничной стоимости посещения студий, обычно составляющей до 50%.
Несмотря на то, что система единого абонемента во множество фитнес-клубов пользуется успехом в западных странах, в России рынок фитнес-агрегаторов находится на начальных стадиях развития. Российский потребитель, и так менее вовлеченный в спорт, нежели чем западный, более консервативен и с высокой вероятностью, остановившись для себя на определенном типе спортивной активности, не будет ему изменять. Базовый потребитель скорее всего выберет конкретное предложение, соответствующее его ожиданиям и, опробовав несколько видов занятий на различных площадках по универсальной карте, вернется к более конкретному варианту. Поэтому фитнес-агрегаторы в России многими воспринимаются как одноразовая продажа впечатлений, однако, на общем фоне роста интереса к фитнесу и здоровому образу жизни, потенциал у данной отрасли есть.