Найти тему

Клиент сказал "Да", и начал сливаться. Что делать? (Часть вторая)

Что вообще такое ответ “Да” от клиента? Для многих, к сожалению, это “всего лишь слова", которые ничем не подкреплены. Т.е. клиент всегда легко может отказаться от своего согласия на сотрудничество, не чувствуя при этом никакой вины перед продажником.

Что делать в таких ситуациях, если договор в конце встречи подписать не представляется возможным?

В деловом мире есть очень классный и эффективный инструмент, который используют руководители крупных корпораций и государств, например, участвуя в международных форумах. После переговоров о сотрудничестве и при достижении определенных договоренностей в обязательном порядке всегда подписывается так называемый “Договор о намерениях”. Данный договор содержит в себе все достигнутые договоренности, а так же план дальнейших действий, за которые уже будут отвечать другие лица. НО! Самое главное - это уже официальный документ, который обязывает стороны соблюдать договоренности!

Как это применяется в бизнесе? На встречах с клиентам нужно иметь заготовленную “рыбу”, аналогичную “Договору о намерениях” (назвать ее можно по-разному). Оформить ее в виде официального документа, максимально похожего на договор, который заключается между компаниями. Он может быть как в электронном, так и распечатанном виде.

Получив положительный ответ от клиента, вносим в “Договор о намерениях” все пункты, которые обсуждали на встрече. Далее (ВАЖНО!) ставим подписи в этом договоре.

Почему это работает лучше, чем договоренность "просто на словах"?
1. Слова клиента зафиксированы на бумаге.
2. Клиент еще раз обдумывает свое решение перед подписанием.
3. У клиента появляются обязательства, под которыми он подписался.